“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
23.06.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


Х ронограф редакции 1617 г., XVII в. (перв. пол.),
F°, 450 л., полуустав.

БАН. Арханг. С. 139


Хронограф редакции 1617 г. Хронограф редакции 1617 г. Хронограф редакции 1617 г.


 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • гербовый щит под короной с геральдическими лилиями, разделенный на 5 полей: верхнее правое поле разлиновано горизонтальными линиями, а в остальных полях размещены лев, лев (?), лев, башня; под щитом висящее животное; сходный знак, но с орлом в одном поле и большего размера имеется под № 546 (ок. 1630) у Тромонина;
  • и литера "В" большого размера с маленькой короной наверху (л. 1-3, и листы подклеек).
Тип письма: полуустав.
Л. 1-3 об., 15-15 об., 446-450 об. без текста.
Записи:
  • "Книга Гранограф" (кон. XVII в.; л. 1);
  • "№ 4, июля 2, 1829. Строев" (карандаш; л. 1);
  • "№ 150";
  • "48" (л. 4);
  • "Книга живоначалныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря казенная" (повторяется дважды);
  • "Сия глаголемая книга Гранограф живоначалныя Троицы Антониа чюдотворца Сийскаго монастыря столповая" (л. 4-12; повторяется через каждые три листа);
  • "В сей книге 55 тетрадей, 4 листа, а листов 444 листа, 444 lista" (л. 445 об.);
  • "Возми разум божий и смирение от (одно или два слова написаны неразборчиво) мудрость открыет множество грехов" (вязь; XVII в.; л. 450 об.)
Переплет: доски, кожа с тиснением. Сохранились две медные застежки. Переплет подновлен в кон. XVII в. Ветхие листы подклеены бумагой с филигранью в виде литеры "В".
Содержание:
  • л. 4-11 об. - "Сказание главам, яже суть во книзе сей". Оглавление, содержащее перечень 169 глав. Их нумерация и названия те же, что в рукописи 34.2.29.
  • л. 12 - "Предисловие книги сея". Нач.: "Чювственным оубо не постижима суть оумная и плотским духовная…".
  • л. 16 - "Книга, глаголемая Гранограф, рекше начало писменом царских родов, от многих летописей, преже от Бытии о сотворении мира, от книг Моисеовых, и от Исуса Навина, и от Судей иоудейских, и от четырех Царств; та же и от ассирийских царех, и от Макидонии, и от римских царех, еллин же и благочестивых, и от русских летописец, и от сербских, и болгарских. Первые с богом починаем о шестих днех, в них же сотворил бог всю тварь, яко же рече Давид: словом господним небеса оутвердишася и духом оуст его вся сила их; написася от премудраго Монасия и от Сивирия епископа Гевалъскаго". Нач.: "Зачало перваго дни. Глава 1. В начале сотвори бог мирозижителным своим словом небо беззвездное…". Полный текст Хронографа редакции 1617 г., точно совпадающий с рукописью 34.2.29 (см. с. 155-177), но более исправный. На полях и в начале рукописи те же глоссы; кроме того, есть глоссы, не имеющиеся в рукописи 34.2.29; меньше искажений в именах; точнее нумерация глав. Текст гл. 121 полный, т. е. в ней есть конец статьи "О Василии Макидонянине", статья "О изгнании царицы Феодоры от царства" и начало статьи "О прелюбодействе Варды кесаря", пропущенные в рукописи 34.2.29.
Происхождение: поступила в составе Архангельского собрания в 1931 г. До этого принадлежала библиотеке Архангельской духовной семинарии.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 3, вып. 1. С. 177-179; Викторов. С. 30, № 138; Белова, Кукушкина, № 328.




вверх