“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
18.12.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


Х ронограф редакции 1620 г.,
первый вариант, без вводных статей с прибавлениями,
XVII в. (1690-е годы),
F°, 619+I л., полуустав и скоропись.

БАН. Арханг. Д. 421


Хронограф редакции 1620 г. Хронограф редакции 1620 г. Хронограф редакции 1620 г.


 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • вензель из двух перекрещивающихся букв "С" под короной, сходен с № 456, 459 (без даты) и 458 (1649) у Лихачева, Бум. мельн.;
  • голова шута с семью бубенцами и с косой, знак такого же типа, как № 649 (1644) у Тромонина;
  • голова шута с семью бубенцами, схож с № 384 (1676-1682) у Тромонина.
Тип письма: основной текст рукописи написан полууставом нескольких почерков; добавочные листы, вшитые в нескольких местах, написаны скорописью одного почерка кон. XVII в. На л. 20 заставка в красках, сходная по рисунку с заставкой в рукописи Арханг. Д. 424, содержащей вводные статьи к Хронографу.
Л. 501 об. без текста.
Записи: "Сия книга принадлежит Антониево-Сийскому второклассному монастырю" (1902 г.; л. 1-15).
Переплет: (кон. XVII в.; сийского происхождения): доски в коричневой коже с ролевым и басменным тиснением. Средник-басма "Видение Царьградское". Над средником и под ним тиснение: КНИГА ГЛАГОЛЕМАЯ. Верхн. крышка переплета и корешок оторваны; правый угол объеден грызунами, но текст не утрачен.
Содержание:
  • л. 1 - "Предисловие книзе, глаголемей Гранограф, сиречь Летописец, Изложение о православной вере християнстей". Предисловие Хронографа редакции 1512 г., без концовки, в которой указывалась дата составления его. Статья эта осталась невыделенной в отдельную рукопись Арханг. Д. 425, а также отсутствует в рукописи Арханг. Д. 424;
  • л. 7 - "Сказание главам, яже суть в книзе сей". Оглавление, содержащее 169 глав, без пропуска; последняя 169-я глава - "Царство государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всеа Русии самодержца". Названия последних глав более кратки, чем в рукописи Арханг. М. 16;
  • л. 20-606 об. - "Книга, глаголемая Гранограф, яже есть в книзе сей, рекше начало писменом царских родов от многих летописец: преже от Бытии о сотворении мира, от книг Моисеовых, и от Исуса Навина, и от Судей июдейских, и от четырех Царств; таже и о ассирийских царех, и о Македонии, и о римских царех, еллин же и благочестивых, и от руских летописец, сербьских и болгарских. Первие з богом починаем о шести днех, в них же сотворил бог всю тварь, яко же рече Давид: слово господним небеса оутвердишася и духом оуст его вся сила их. Написаса от премудраго Манасия и от Сивирия епископа Гевальскаго". Этот список Хронографа редакции 1620 г., первый вариант, точно совпадает со своим оригиналом, кроме следующих разночтений. В главе 29 в статье "О суде Соломани" имеется рассказ только об одном суде. В главе 39 была написана сначала на двух листах краткая статья Хронографа редакции 1617 г. "О Юдифе еврееныне" (л. 161 об. и 167), но затем между этими листами вставлен написанный другим почерком подробный текст под названием "Избрание от книги, глаголемыя Юдифь" (л. 162-166 об.), тот, который находится в рукописи Арханг. М. 16. В главе 43 в тексте Александрии при переписке было сделано несколько пропусков; первый пропущенный текст восстановлен на поле
  • л. 175, второй, "О создании Александреи", вставлен на л. 178, третий, "О пришествии во Афины" - на добавочном листе 176 (все эти листы пронумерованы в правильной последовательности текста), четвертый, "О собрании паки воинства Дариева", - на л. 183; далее в Александрии был большой пропуск между л. 184 об. и 188, восполненный другим почерком на л. 185-187 об.; между л. 207 и 208 также вставлен пропущенный текст "О шествии Александра в Великую Индию и в Просияческий град, иде же Пор царствовал". Были пропуски и в главе 58, в статье "Титово пришествие на Иерусалим", восполненные таким же образом - частью на полях, частью на добавочных листах. Вычисление дат в главе 116 в статье "О отложении мяса иноком" переписано с такой же ошибкой, как в рукописи Арханг. М. 16. В дополнение к подробному рассказу из Повести временных лет о крещении князя Владимира в главу 131 этой рукописи, на л. 411-411 об., вставлен написанный другим почерком краткий текст Хронографа редакции 1617 г. - "О русском князе Владимере и о крещении его". Глава 146 дополнена (на отдельном листе) второй краткой статьей "О сербских деспотах" по Хронографу редакции 1617 г. Такая же дополнительная краткая статья (на отдельном листе), "О сербском Саве", имеется в главе 148. Нумерация глав в этом списке без ошибок;
  • л. 607 - "Преднаписание о граде Азове, и о прихожении атаманов и казаков великаго Донскаго войска, и о взятии града". Нач.: "Бысть в лето 7145 году, во дни благочестиваго и христолюбиваго государя царя и великаго князя Михаи[ла] Федоровича…". Текст полнее, чем в рукописи Арханг. М. 16. Кончается словами "А в Посолском приказе перед дьяки думными, перед Федором Лихачевым, да перед Григорьем Львовым, сказывали в роспросе про то про все, про приход турских и иных земель людей и как их приступы к Азову городу были";
  • л. 614 - "Родословие руских государей". Нач.: "Первое прииде из варяг Рюрик со двема братома своима, с Синеоусом и с Тревуром";
  • л. 618 - "О языцех, сиречь о тотарех". Нач.: "Се же вы хощу второе сказати, о них же свидетельствует Мефодий…";
  • л. 619 - "Слово Летописца Руского сие глаголет". Нач.: "Яко бог дает власть, ему же хощет…". Этот лист приклеен к нижней крышке переплета.
Происхождение: поступила в составе Архангельского собрания в 1931 г. Ранее принадлежала Архангельскому Древлехранилищу.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 3, вып. 1. С. 236; Белова Л. Б. "Видение Царьградское" на переплетах рукописных и старопечатных книг БАН // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. СПб., 2006. С. 176.
Рукопись представляет собой копию с Хронографа в рукописи Арханг. М. 16, сделанную в 1696 г. для Афанасия архиепископа Холмогорского (см. В. М. Верюжский. Афанасий архиепископ Холмогорский. СПб., 1908, с. 603).
Л. Б. Белова датирует рукопись серединой (а не 1690-ми гг.) XVII в. - см. Белова Л. Б. "Видение Царьградское" на переплетах рукописных и старопечатных книг БАН // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. СПб., 2006. С. 176.




вверх