“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
23.05.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


С борная рукопись, XVII в. (кон.),
4°, 418+XXI л., скоропись, полуустав.

БАН. Арханг. Д. 409


Сборная рукопись, XVII в.

Сборная рукопись, XVII в.

Сборная рукопись, XVII в.

Сборная рукопись, XVII в.



 
ОПИСАНИЕ

Состоит из 10 рукописей.

 

Водяные знаки: в первой рукописи:

  • лилия в прямоугольном щите под короной, под щитом литеры "SLG" - близок № 1669 (1656) у Лабара, т. I, но без литер;
  • лев в прямоугольном щите и в овале с украшениями - близок № 3141 (1689) у Лабара, т. I;
  • лилия в щите под короной, над лилией литеры "LG" - близок № 1725 (1670) там же, но без литер;

 

во второй рукописи:

  • знак из двух литер "G", пересеченных крестом, увенчанным короной - близок № 2896 (1644) у Лабара, т. I и № 456 (XVII в.) у Лихачева, Бум. мельн.;

 

в третьей рукописи:

  • филигрань, схожая с филигранью № 2 во второй рукописи;
  • голова шута с двумя рогами, пятью бубенцами и косой - близок № 1934 (1644) у Лабара, т. I;

 

в четвертой рукописи:

  • голова шута с двумя рогами, семью бубенцами и трилистником, литеры "NT" - не идентифицирован;

 

в пятой рукописи:

  • голова шута с двумя рогами, косой, пятью бубенцами и трилистником - близок № 1930 (1646) у Лабара, т. I;

 

в шестой рукописи:

  • щит, разделенный по диагонали, внизу лев, вверху то же, под щитом литеры "СВ" - близок № 604 (1627) у Лабара, т. I;

 

в седьмой рукописи:

  • филигрань, схожая с филигранью № 2 в первой рукописи;

 

 восьмой рукописи:

  • герб г. Амстердама и литеры "СР" - близок № 41 (1682) у Клепикова, герб г. Амстердама;

 

в девятой рукописи:

  • голова шута в колпаке с семью бубенцами и трилистником и литеры "I.BEAVIFORT" в картуше - близок № 3542-3543 (кон. XVII в.) у Лихачева, Палеограф. знач.;
  • голова шута с двумя рогами, с косой, пятью бубенцами и трилистником, литеры в прямоугольнике "Ю" - близок № 1253 (1676) у Тромонина, но без литер;

 

в десятой рукописи:

  • кувшинчик, над крышкой корона и полумесяц, на кувшинчике литеры "PAV" - не идентифицирован.
Тип письма: скоропись и полуустав нескольких почерков.
Украшения: заголовки и инициалы киноварные.
На л. 1-1 об. оглавление, охватывающее все статьи сборной рукописи. В тексте рукописи той же рукой дана нумерация глав в начале статей. Всего указано 13 глав, однако текста последней, 13-й главы, "Трезвон преподобного отца нашего Антония, игумена Сийского" в рукописи нет.
Записи:
  • "№ 1920" (карандаш; л. 1);
  • "Рукопись Антониева-Сийскаго монастыря" (л. 1).
Переплет: доски, кожа с тиснением. Одна застежка утрачена. Обрез окрашен в зеленый цвет.
Наклейки: "Д № 409. Сборник сказаний из истории общей и русской церкви и других статей" (корешок).
Содержание: Первая рукопись, XVII в. (посл. четв.), скоропись - л. 1-44 (л. II-IV без текста).
  • л. 2 - "Прение противу Ария от блаженнаго Афонасия". Нач.: "Призрением бога содраземи братии моей пошед в путь к рабом божиим…". На полях имеются ссылки на Евангелие, Апостол и другие богословские книги. В конце текста "прения" краткие рассуждения о божественности Христа.

 

Вторая рукопись, XVII в. (сер.), полуустав - л. 45-80 (л. V-VIII без текста).
  • л. 45 - "Описание вин или причин (исправлено низ первоначального "притчей" с помощью вынесенного на поля окончания "чин"), киими к погибели и разорению всякая царства приходят и киими делами в целости и в покои содержатся и строятся. Переведены с различных книг латынского языка на русский Василием Садовулиным". Нач.: "Наперед показуются двоих мудрецов слова или разумения о том, аще всякая царства от вины и причины человеческия погибель свою и разорение приемлют". Книга о содержании царств, перевод из нескольких источников (см. А. И. Соболевский. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903, с. 164-165.

 

Третья рукопись, XVII в. (втор. пол.), скоропись - л. 81-173 (л. IX без текста).

  • л. 81 - "Лета 7152, месяца майя, в 28 день, указал государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии седети для ответа противу королевичева попа Матфея, благовещенскому протопопу Никите, да черниговскому протопопу Михайлу, да Богородицкому ключарю Ивану с товарищи. Послание великого господина святейшего Иосифа, патриарха московского и всея Русии, к королеву сыну Валдемару графу". Нач.: "Божиею милостию смиренный Иосиф, патриарх московский…". Послание патриарха Иосифа Вальдемару датскому о вере 28 мая 1644 г.
  • л. 128 - Нач.: "Лето 7153-го месяца июля в 4 день. Государь царь и вел. кн. Михаил Федорович всея Русии указал говорити при датцком королевиче при Вальдемаре…". Прение черниговского протопопа Михаила, соборного ключаря Ивана Наседки и строителя Костромской геннадиевской пустыни Исаакия с попом датского королевича Вальдемара Матвеем 4 июля 1645 г.

 

Четвертая рукопись, XVII в. (втор. пол.), скоропись - л. 174-196 (л. IX-XII без текста).
  • л. 174 об - "Выписано из похождения Арсения священномонаха, по реклом Суханова, бывша преж архидиякона в велицей Русии, при блаженнем патриарсе Иоасафе Московском и всеа Русии последи же бысть у живоначальные Троицы келарем в Сергиеве монастыре". Нач.: "В лета 7 тысяч во 158 году ходившу ему поклонения ради…". Сочинение Арсения Суханова "О чинах греческих вкратце". По определению С. А. Белокурова (С. А. Белокуров. Арсений Суханов, М., 1891. Приложения, с. CXLIX), данный список относится ко второй редакции.

 

Пятая рукопись, XVII в. (сер.), скоропись - л. 197-210 (л. XIII-XV без текста).
  • л. 197 - Нач.: "В лето от создания света 2244-го во второе же лето по потопе, по благословению Ноя…". Статья о начале Великого Новгорода, позднее вошедшая в Хронограф редакции 1679 г. Наш текст имеет много разночтений по сравнению с текстом, опубликованным А. Н. Поповым (Попов, Изборник, с. 442-447);
  • л. 206 - "Поучение великого господина святейшаго Иоасафа патриарха Московского и всеа Русии, попом и дияконом". Нач.: "Се тебе чадо господь поручи священия службы страшных таин…".

 

Шестая рукопись, XVII в. (втор. пол.), скоропись - л. 211-237 (л. XVI без текста).
  • л. 211 - "Летопись о епископех и о архиепископех и митрополитех новгородцких". Нач.: "Лета 6496 крестився первое Владимер взять у Фотия цареградскаго…". Текст летописи близок к тексту Новгородской третьей летописи, опубликованному Археографической комиссией в 1897 г. (Новгородские летописи. СПб., с. 130-153). Однако текст нашего списка имеет существенные разночтения, иногда дополняющие события, изложенные в опубликованном списке, иногда сокращающие. Текст обрывается на событиях в Новгороде в 1635 г., о поставлении в митрополиты Аффония.

 

Седьмая рукопись, XVII в. (посл. четв.), скоропись - л. 238-255.
  • л. 238 - "Написание о сетовании и беседе святейшаго Филарета, патриарха московского и всея Росии, с Феофилом, патриархом иерусалимским, о еже в воде освящении огня…". Нач.: "По седьмотысящном и двадесять осмом лете ко сту месяца февраля в четвертый день…". Сказание о исключении из Богоявленской молитвы слова "огнем" (см. Макарий. История русской церкви, т. XI. СПб., 1882, с. 17).

 

Восьмая рукопись, XVII в. (посл. четв.), скоропись - л. 256-262 (л. XVIII без текста).
  • л. 256 - "Епископиа Цареградская, кто за кем был патриарх". Нач.: "Епископиа Царяграда Никифора патриарха святый апостол христов Андрей Первозванный…";
  • л. 259 об. - "Списано з государевы грамоты". Нач.: "В дом пресвятеи и живоначальныя Троицы и великому отцу и чюдотворцу…". Грамота царя Алексея Михайловича 60-х годов XVII в. в Троице-Сергиев монастырь. В конце приписка о нахождении в монастыре подлинной грамоты с красной восковой печатью.

 

Девятая рукопись, XVII в. (кон.), скоропись - л. 263-410 (л. XIX-XXI без текста).
  • л. 263 - "О смиреномудрии". Нач.: "Рече господь всяк возносяйся смирится смирняя, иже[ся] вознесется и посеем вопросиша ученицы его".
  • л. 333 - "Изъяснение библейского писания в лицах запечатано в городе Валькмары Семеном Корниловым лета 1646-го году". Нач.: "Лист 1 на первый день сотвори бог свет и разлучи бог между светом и тьмою…". По-видимому, перевод подписей под рисунками, причем сначала перечислены листы Ветхого завета (их всего 199), а потом с первого листа листы Нового завета (последних только 81).
  • л. 381 - "Список из книги Библии с печати фряжской дестовые в лицах. Печатано в лето от рождества христова 1680 надписанием русским языком полистом". Нач.: "Лист 1. Михаил архангел победи змия и заключи его на 1000 лет…". По-видимому, перевод подписей под 80 рисункам и к тексту Ветхого завета.

 

Десятая рукопись, XVII в. (сер.), полуустав - л. 411-416. Без начала и конца.
  • л. 411 - Начинается со слов: "Тыбуртына же воздвиже рече ему: сего людие нарекут богом, яко тои есть воистину…". Отрывок их хронографического сказания о сивиллах, без начала. Конец пророчества X сивиллы и пророчеств XI и XII;
  • л. 412 об. - "О еллинских философех понеже и тии проназнаменования веры и честнаго ради жития их коснушася истинны от духа святаго и глаголющи будущая человеком от Фале." Нач.: "Фал, или Фукидит, философ сей бысть во царство 4-го царя вавилонского Дария мидянина…". Глава из Хронографа редакции 1617 г. (Опис. рук. отд., т. 3, вып. 1, с. 164).
      Происхождение: поступила в составе Архангельского собрания в 1931 г.
      Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 3, вып. 2. С. 245-249; Викторов, № 232; Белова, Кукушкина, № 196.




      вверх