“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
28.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


С борник, XVII в. (сер.),
4°, 785 л., скоропись в два столбца и полуустав.

БАН. Арханг. Д. 242


Сборник, XVII в. Сборник, XVII в. Сборник, XVII в.


 
ОПИСАНИЕ

Тип письма: cкоропись в два столбца и полуустав.
Л. 3 об.-4 об., 5 об., 121 об., 157-158 об., 205 об.-206 об., 472-472 об., 784-785 об. без текста.
Записи: "Архангельскаго Епархиальнаго Древлехранилища Сийской библиотеки № 163 (163)" (XIX в.; внутр. сторона верхн. крышки).
Переплет: доски, кожа с тиснением.
Содержание:
  • л. 1-3 - отдельная тетрадь, приплетенная к рукописи. Оглавление статей сборника. Нач.: "В книге, что взята у вологжанина у Архипа Борисова написано: первая глава Яковъ Евреинъ…". Вслед за второй главой ("Тропник") по оглавлению должен следовать "Паломникъ о Цареграде и о сущих в нем святынях, хожение архиепископа Антония новгородского". Статья эта вырвана, после л. 121 сохранились корешки недостающих 12 листов; буквенная нумерация листов рукописи произведена после ее порчи. Недостача этой главы отмечена Викторовым, который ставит вопрос: не попала ли вырванная часть сборника в собрание П. М. Строева? См.: Описи собраний Сев. России, с. 109;
  • л. 5 - Книга "Мерило праведное";
  • л. 62 - "Тропник". Сочинение Иннокентия Гизеля;
  • л. 122 - "Книга паломник з богом починаем, хожение игумена Данила". Нач.: "Се аз, недостоиныи игумен Данил и последнии во всех мнисех…". Дает варианты к тесту, изданному в "Православном Палестинском сборнике" (вып. III, СПб., 1883);
  • л. 159 - Сочинение Нила Сорского о мысленном делании, главы 1-10. Глава 10 неполная;
  • л. 207 - "Многосложный свиток" о поклонении иконам;
  • л. 233 об.-260 об. - Постановления церковного собора 1620 г., обсуждавшего вопросы почитания икон и принятия бывших еретиков;
  • л. 260 об.-284 об. - Чин крещения иноверцев;
  • л. 284 об. - Из Измарагда, слово Геннадия "о чтущих многия книги";
  • л. 285 об.-310 об. - Выписки богословского содержания из сочинений Василия Великого, Кирилла Александрийского, Григория Богослова и из других книг, из произведений Никона Черногорца, Афанасия Александрийского, и из творений Дионисия Ареопагита, под раздельными заголовками;
  • л. 311-412 - "Послания инока Данила". На л. 311 перечень глав 1-19. На л. 311 об. нач.: "Послание грешнаго и худаго инока Данила, милостию божиею митрополита всея Росии, в Володимер, во обитель святаго чюдотворца Николы на Волосово во общий монастырь игумену Пафнутию о благочинии и крепости монастырскаго устава, слово 1-е". Далее следует еще тринадцать посланий митрополита Даниила. См.: В. Жмакин. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881, с. 263-267. Главы 15-19 отношения к митрополиту Даниилу не имеют;
  • л. 412-418 об. - Ответы возражающим против христианского вероучения;
  • л. 419 - Сказание о прении между христианами и евреями на соборе в Иерусалиме;
  • л. 428 - Житие Константина Философа "перваго наставника словеньску языку";
  • л. 449 об. - "[Глава 18]. Слово и дивна повесть зело полезно о девице иверьскаго царя дщери Динане царицы". Нач.: "Умершу иверьскому славтодержцу Александру Малеку…". Ср. текст, изданный в "Памятн. стар. русск. лит." (вып. 2, с. 273-276); см. также: М. Н. Сперанский. Повесть о Динаре в русской письменности. Известия ОРЯС АН СССР, т. 31, 1926;
  • л. 454 - Слово Иоанна Златоуста о Евтропии;
  • л. 473 - "Прение блаженнаго Афонасия со Арием";
  • л. 498 об.-553 - "Списание православия нашего с неистовыми латыны". Полемика по различным вопросам вероучения и обрядности;
  • л. 553 - Никифора Калиста рассказ о земной жизни Христа;
  • л. 554 - "Слово о немецком прелщении, како научив их Петр гугнивый ереси своеи";
  • л. 555 - "Изложение вкратце святаго Никона о роде фряжстем и тех падении";
  • л. 560-567 - "О еже не впасти во ересь Варлама и Акиндина, Кир Давида мниха и философа изложение" и "сказание, како Варлам изобрете и составив свою ересь";
  • л. 567-575 об. - Выписки из сочинений Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Анастасия Синайского и др.;
  • л. 575 об. - "Германа патриарха к жестоким латыням молебно и любезно поучение";
  • л. 578 об.-612 об. - Статьи богословского содержания: исповедание веры Анастасия и Кирилла, то же Иоанна философа и рассуждения о троичности бога Иоанна Златоуста, Феодора Едесского и других авторов;
  • л. 613-755 об. - Книга Пчела первого извода. 71 глава;
  • л. 756-783 об. - Предметный указатель к Евангелию, Апостолу и Апокалипсису "по алфавиту словес".
Происхождение: из Древлехранилища Архангельской епархии. Принадлежала Антониево-Сийскому монастырю.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 4, вып. 1. С. 146-149; Викторов, № 231; Белова, Кукушкина, № 197.




вверх