“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
24.10.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


С борник, XVII в. (втор. пол.),
4°, 900 л., полуустав и скоропись.

БАН. Арханг. Д. 233


Сборник, XVII в. Сборник, XVII в. Сборник, XVII в. Сборник, XVII в.


 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • голова шута разных видов: а) с пятью бубенцами и литерами "FG", б) с семью бубенцами и литерами "NT", в) с пятью бубенцами и косой без букв - не идентифицированы, г) на л. 358 голова шута с семью бубенцами и трилистником - близок № 1990 (1655) у Лабара, т. I;
  • лилия в прямоугольном щите под короной - близок № 1666 (1654) у Лабара, т. I;
  • лев в прямоугольном щите под короной - близок № 1669 (1658), там же;
  • гербовый щит с лентой и литерами "РТ" - близок № 126 (1646) у Лабара, т. I;
  • герб г. Амстердама - не идентифицирован;
  • орел с распростертыми крыльями в круглом картуше - близок № 499 (1631) у Черчилля;
  • имеются другие знаки, плохо различимые.
Тип письма: полуустав и скоропись разных почерков.
На л. 8, 224, 489-490, 578 текст зачеркнут; л. 15 и 15 об. составлен из двух листов с текстом, склеенных между собой.
Л. 1, 5-7, 37, 44, 168-169, 346-348, 363, 420-422, 535-536, 637, 773-774, 789-790, 898-900 без теста.
Украшения: заголовки в тексте и на полях рукописи и инициалы киноварные. На л. 364 заголовок написан вязью. На л. 81 об. и 364 оставлены места для заставок.
Записи:
  • "Сийскаго монастыря Арханг. губ." (XX в.; внутр. сторона верхн. крышки), этим же почерком обозначены листы в оглавлении и сделаны другие пометы;
  • "165" (синий карандаш; л. 1);
  • "Сентября в 7 день 170 году написана сия книга соборник работою игумена Феодосия холмогорца" (относится к первым трем статьям сборника; л. 8 об.-11);
  • "Тетрадь Сийского монастыря чернца Саватия, а писал сию тетрать Устюга Великого соборные церкви Успения пречистыя богородицы диакон Симеон Корнилиев Попов лета 7168 июня в пятый на десять день на память святаго пророка Амоса" (запись относится к тексту на л. 863-865; л. 862).
Переплет: доски, кожа с тиснением. Застежки утрачены.
Содержание:
  • л. 2 - Оглавление ко всему сборнику, состоящее из 44 глав;
  • л. 8 об. - "Слово о проявлении" мощей новгородского архиепископа Иоанна (Сказания о русских и славянских святых, извлеченные из Великих Миней-Четий, ч. 1. СПб., 1868, с. 32-41);
  • л. 14 об. - Нач.: "В лето 6673-е поставлен бысть Иоанн, архиепископ Новуграду от митрополита Иоанна…". Летописная запись о поставлении новгородскими архиепископами Иоанна и Григория и о погребении их в Софийском соборе;
  • л. 15 об. - "Месяца сентября в 11 день пренесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа Валамскаго монастыря началников из великаго Новагорода в Корельский уезд, во обитель всемилостиваго Спаса, на остров Валам на езере Неве". Текст Валаамской беседы, по классификации Г. Н. Моисеевой, может быть отнесен к первому виду первоначальной редакции, близок к опубликованному. (Г. Н. Моисеева. Валаамская беседа - памятник русской публицистики середины XVI в. М.; Л., 1958, с. 161-177);
  • л. 38 - 13 сентября, житие и жизнь св. Варипса;
  • л. 45 - 27 сентября житие Савватия Соловецкого (см. Православный собеседник, 1859, ч. 2, с. 288);
  • л. 60 - 29 сентября, житие и подвиги Кирияка Отшельника;
  • л. 81 об. - 1 октября, страдания и мучения Феотекна;
  • л. 89 об. - 13 октября, мучения святых Карпа, Папилы и Агафоника;
  • л. 93 - 14 октября, мучения святых Назария, Гервасия, Протасия и Келесия;
  • л. 111 - 16 октября, мучения св. Лонгина;
  • л. 121 об. - 18 октября, житие св. апостола Луки;
  • л. 129 об. - 29 октября, мучения св. Анастасии Селунской;
  • л. 136 об. - 30 октября, мучения св. Зиновия, епископа егейского, и его сестры Зиновии;
  • л. 142 - 3 декабря, сказание о житии преподобного Саввы (Великие Минеи-Четии, СПб., 1901, стб. 67-84);
  • л. 170 - 7 декабря, повесть о житии преподобного Нила "Нового чюдотворца, еже есть на острове Селигера езера под Осташковым, пожившаго блаженную свою жизнь во уединении пустынном. Писано бысть в Герасимове монастыре многогрешнаго инока рукою". Житие Нила составлено Филофеем Пироговым, в нашем списке нет конца;
  • л. 193 - 14 декабря, мучение св. Елеуферия;
  • л. 202 - 24 декабря, мучение св. Евгения;
  • л. 206 - 1 декабря, мучение св. Зотика;
  • л. 211 - 25 января, житие Моисея, архиепископа новгородского, составленное Пахомием Логофетом (Памятники старинной русской литературы, вып. 4. СПб., 1862, с. 10-15);
  • л. 224 об. - Житие Серапиона, новгородского и псковского архиепископа (см. В. О. Ключевский, с. 290);
  • л. 255 - 8 апреля, житие Нифонта, епископа новгородского, "бывша в пощении в велицей лавры Киевския пещеры в начальство преподобных отец Антония и Феодосия. Посеем бывша епископом в Великом Новеграде и достойно памяти исправиша дела. Списано священноиноком Варламом, смиренным мнихом";
  • л. 272 - 1 мая, житие Пафнутия Боровского, написанное его учеником Васианом, архиепископом ростовским и ярославским;
  • л. 334 - мучения святых Тимофея и Мавры;
  • л. 349 - 26 мая, обретение мощей игумена Макария Колязинского (см. В. О. Ключевский, с. 289);
  • л. 364 - 29 мая, сказание о житии Иоанна Юродивого устюжского (см. там же, с. 278);
  • л. 424 - 8 июня, память о житии великих князей Василия и Константина "Новых чюдотворцев ярославских. Сия убо повесть сложена многогрешным рабом божиим Пахомием по благословению господина нашего архиепископа Кирила ростовского и ярославскаго при благоверном и великом князе Василие Ивановиче всея России и при митрополите Даниле московском и всея Росии" (см. там же, с. 175);
  • л. 475 - похвальное слово святым апостолам Варфоломею и Варнаве;
  • л. 489 об. - слово похвальное апостолу Матвею;
  • л. 490 об. - 12 июня, житие Арсения коневского, списанное игуменом Варлаамом (см. там же, с. 357);
  • л. 537 - 15 июня, явление мощей Григория и Кассиана авнежских (см. там же, с. 279);
  • л. 563 - 3 июля, житие Никодима кожеозерского краткой редакции (см. там же, с. 334);
  • л. 565 - "Инока Максима Грека сказание о священном образе господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, его же называют уныние или благое молчание…" (Православный собеседник. Казань, 1862, с. 122-123);
  • л. 578 - о принесении ризы Иисуса Христа из Персии в Москву;
  • л. 578 об. - Описание чудес, бывших якобы в 1645 г., от иконы Спаса в церкви св. Троицы в городе Хлынове;
  • л.583 - 14 июля, житие игумена Стефана махрищского (см. В. О. Ключевский, с. 280);
  • л. 620 - 27 июля, похвальное слово Николаю Кочанову (см. там же, с. 268);
  • л. 629 - 1 августа 1641 г. "список явления чудес", якобы бывших от иконы Иисуса Христа на Красной Горе в 60 верстах от Великого Устюга;
  • л. 638 - 2 августа, слово св. Лукиана пресвитера о перенесении мощей апостола и архидьякона Стефана из Иерусалима в Царьград;
  • л. 671 - 9 августа, похвальное слово апостолу Матвею;
  • л. 675 - 26 августа, похвальное слово св. апостолу Фаддею;
  • л. 686 - 28 августа, сказание о житии Саввы крыпецкого (см. там же, с. 258);
  • л. 775 - Сказание о явлении святых чудотворцев яренгских Иоанна и Лонгина (см. там же, с. 326);
  • л. 791 - Житие Дионисия, архимандрита Сергиевой лавры, составленное Симоном Азаньиным (см. там же, с. 350);
  • л. 822 - Чудо богородицы;
  • л. 823 - Сказание о явлении иконы богородицы на Толге и 23 чуда, а также похвальное слово богородице;
  • л. 863 - Нач.: "Лета 6906 новгородцы глаголющее владыке Ивану не можем, господине, отче святый, сего терпети…". Летописная запись за 1398 г. из Устюжского свода (Устюжский летописный свод. Подг. к печати К. Н. Сербина. М.; Л., 1950, с. 66-67);
  • л. 866 - "Повесть списана о Печерском монастыре, иже во Псковской земли и о Марце, первом старце печерном. В ней же явлено вкратце и о чюдесех от иконы пречистыя богородицы честнаго и славнаго ея Успения и о избавлении града Пскова и обители Печерския от пленения в нашествие безбожнаго короля литовскаго Стефана Оботура". Нач.: "По воскресении господа нашего Иисуса Христа и по вознесении его на небеса…";
  • л. 896 - Начало богослужебной песни Богородице Печерской;
  • л. 897 - выписка из "книги Максима Грека" о явлении некоему старцу на утреннем пении образа богородицы.
Происхождение: поступила в составе Архангельского собрания в 1931 г. Принадлежала библиотеке Антониево-Сийского монастыря.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 3, вып. 2. С. 230-234; Викторов, № 127; Белова, Кукушкина, № 192.




вверх