“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
25.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


С борник поучительных слов и сказаний, XVI в. (кон.),
4°, 475+1 л., полуустав.

БАН. Арханг. Д. 177


Сборник поучительных слов и сказаний Сборник поучительных слов и сказаний Сборник поучительных слов и сказаний


 
ОПИСАНИЕ


Водяные знаки:
  • разные типы герба Сапеги: шестиконечный крест в картуше - знак близок к № 1902 (1594-1595), 1904 (1597, 1595), 1908 (1600, 1588) у Лауцявичюса; шестиконечный крест в более простом картуше - знак близок к № 311 и 312 (1596) у Каманина, Витвицкой;
  • маленький кувшинчик с двумя ручками и цветком - знак по типу близок к № 3325 (1601) у Лихачева;
  • кувшинчик с одной ручкой под короной с цветком и буквами SB - знак сходен с № 3560 (1580 ?) у Хивуда.
Тип письма: полуустав нескольких почерков. Скорописью написано оглавление и дополнительный текст на л. 265-266 об. Начальные и последние листы отдельных тетрадей очень загрязнены, что свидетельствует об их самостоятельном хождении до переплетения рукописи.
На некоторых листах имеется нумерация тетрадей, сделанная кириллическими цифрами. При нумерации листов рукописи под № 236 имеется вклейка части листа с дополнительной вставкой текста, написанного самим писцом или редактором. На л. 267-327 на полях пометы к тексту типа заголовков, сделанные в XVIII в. Л. 329 дефектный.
Украшения: киноварью выделены заголовки и мелкие изящные инициалы. В начальных статьях много редакторской правки, сделанной киноварью и черными чернилами. На л. 5 заставка старопечатного стиля растительного орнамента, выполненная чернилами.
Записи:
  • "Лета 7108-го (1599/1600) сплетена сия книга, глаголемая богословная на славу и честь господу нашему Исусу Христу пречестной его матери пресвятей владычице нашей Богородицы о чюдесех ея на утверждение всем православным христьяном и на отлучение еретиков и самого проклятаго поганаго пса Бахметя и с его ученики з безбожнеми агаряны и изралитяны и со всеми дроклятами варвары с срачины" (л. 1);
  • "259" (л. 1; синий карандаш);
  • на л. 408 об. не читаемая обычным глазом запись (указана Д. Цыпкиным), сделанная острым предметом;
  • на л. 266 об. записи, не имеющие прямого отношения к тексту рукописи;
  • пометы типа пробы пера на л. 328 об.
Переплет: рукопись была переплетена в 7108 г. (1599 или 1600 гг.), что видно из записи. Доски в коже с роликовым тиснением и овальной басмой. Рукопись имеет две металлические застежки. Орнаментальный басма-средник с изображением Троице-Сергиевой лавры.
Наклейки:
  • "Соборник постной, в полдесть, в красной коже..." (верхн. крышка с дефектной записью; отражает включение сборника в книжную опись библиотеки Антониево-Сийского монастыря 1692 г. или в более раннюю);
  • на корешке переплета две наклейки с записями XX в.: верхняя - о содержании рукописи и с ее современным номером, нижняя имеет номера "246" и "259". Последний номер обозначен карандашом. Под первым номером название: "Сборник 3-ий".
Содержание:
  • л. 1 - Оглавление, написанное скорописью рукой современника рукописи, состоит из 20 глав. Уточнения в него внесены рукой свящ. А. В. Теремицкого;
  • л. 5 - "Сказание известно о чюдесех пречистыя владычица нашея Богородица и присно девы Мариа. Еже пречестною и святою ея иконою содеяся, еже римляныни нарицатися обыкши. В неделю 1-ю святаго поста". Нач.: "Вся убо лета, елико под летом, по роде Ироде бываемая...". (Изд.: Соборник 1647 г. Л. 338 об.-355; см.: Черторицкая. Торжественник. С. 185);
  • л. 40 - "Многосложный свиток, его же святейший патриарси к Феофилу греческиа скипетра от отца приимшу жребий съшедшеся вкупе написаша послание составителъно от изрядейства бываемо". Нач.: "О святых иконах (чести и поклонении - вставка редактора) довольну возимать веру реченным...". (Изд.: Соборник 1647 г. Л. 361 об.-392);
  • л. 94 - "Иже во святых отца нашего Германа патриарха Констянтина града слово о кресте господни и о святых иконах и на ерети речено быстъ в 1 неделю святаго и великаго поста сиречъ во праславную". Нач.: "Понеже убо мнози, иже от безумие и бесловесне...". (Изд.: там же, л. 313 об.-321 об.),
  • л. 110 - "В неделю православную святаго великаго поста, иже во святых отца нашего Григорий Двоесловца. Слово написано к Леону царю о честных и святых иконах". Нач.: "Грамоты Вашего богохранимаго царствиа и о Христове братии прияхом...". (Изд.: там же, л. 301-307);
  • л. 116 об. - "Того же Григория Двоесловца папы римскаго - епистолия написана к Леону царю о святых и честных иконах". Нач.: "Грамоты Вашего царства и о Христове братии прияхом...". (Изд.: там же, л. 307-313 об.);
  • л. 129 - "Преподобнаго отца нашего Ивана мниха и прозвитера Дамаскина. В неделю православную слово сказующе о святых и честных иконах ко всяко(мо)му (!) християнину и ко царю Констянтину Ковалину и на вся еретики". Нач.: "Понеже убо мнози начаша соченивати повесть, по блаженному апостолу и евангелисту Луце". (Изд.: там же, л. 322-338. См.: ВМЧ. Оглавление. 4 декабря. Стб. 222, л. 106);
  • л. 163 - "Григорий Двоесловца папы римскаго, о еже глагола господь бог на горе к Моисею. Списано к тому же Констянтину Кавалину". Нач.: "Глагола богу Моисей яви сотвори доски мраморне две...";
  • л. 169 - Слово Иоанна Златоуста "О покаянии, о Каине и о Авели, и о Даниле и о Ахаве цари, и о Павле апостоле". Нач.: "Видесте ли во оную неделю борение и победу...". (Изд.: там же, л. 392 об. 398 об. См.: Архангельский. Ч. IV. С. 78);
  • л. 175 об. - "Преподобнаго отца нашего Феодора игумена обители Студийскиа. В неделю 1-ю поста. О еже чрез силу не протязатися к богу и како пытати душу духовным зрением". Нач.: "Братие и отцы понеже всяко начало усилно, да и начинание поста...". (Ср.: ВМЧ. 11 ноября. Стб. 787);
  • л. 178 - "Слово о святых иконах и како достоит в честь имети и поклонятися образу их". Нач.: "Им же убо нецыи зазирают нас клланяющымся нам и чтущым Спаса нашего...". (Изд.: ВМЧ. 11 октября. Стб. 922);
  • л. 207 - Без заглавия. Нач.: "Поучение царем и князем и всем православным християном, аще будет слух во ушаса ваша...";
  • л. 234 об. - "Сказание о Феофиле патриархе Алексанъдрийстем и о смерти его, и известно и какова коньчинна бывает уповающым на тленное богатество и како Кирил филосоч прокляти Иоанна Златоустаго и книги его сожже...". Нач.: "Феофил убо яко же сказует...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 31 августа. Стб. 455, л. 1325);
  • л. 240 - Без заглавия. Нач.: "В лето 6845 написание чесо ради Великаго Новагра[да] архиепископы на главах своих носят белый клобук...". Повесть о белом клобуке. По классификации Н. Н. Розова, данный список относится к 10-й группе краткой редакции. (См.: Розов Н. Н. Повесть о новгородском белом клобуке как памятник общерусской публицистики XV века // ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 216);
  • л. 248 - "Генадия архиепископа Кон(с)тентина града. Слово о вере. Глав 100". Нач.: "Веруй в отца и сына и святаго духа, в Троицю неразделну...". (Изд.: Пономарев. Памятники. Вып. 3. С. 1-16; см. о памятнике: Словарь книжников. С. 448-449);
  • л. 265 - "Святаго Василия поучение полезно". Нач.: "Человече вся возприял еси от бога: разум и смысл, хитрость и ум, и вся ти покорена суть, яже на земле твоя...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 10 мая. Стб. 157, л. 426; ср. также: Яковлев. С. 18, № 42);
  • л. 267 - "Изложение съвещателных глав. К царю Устинияну, сложенных Агапитом дияконом святейшия божия великия церкви...". Нач.: "Чти веяния превыше имея достоиньство царю чувствуети паче...". (См. о памятнике: Лурье Я. С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель // Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1955. С. 90-91);
  • л. 288 - "Василея о Христе царя греческаго к сыну и царю Лву уже саном почтену сущю. Глава 1". Нач.: "Живо то полезная некая вещь, и поспешнейши не токмо царем, но и невеждам наказание";
  • л. 329 - "Того же инока Максима Грека слово обличително на агарянскую прелесть и умыслившаго ея сквернаго пса Моамефа". Нач.: "Иудейское убо зловерие и еллиньское нечестие и латинскыя ереси...". (См.: Иванов. С. 115, № 142);
  • л. 410 - "О еже како достоит приимати, еже от ересей различных святей, божий и апостолъстей церкви приходящих". Нач.: "Арианы убо и македонианы, еже есть духоборцы и савватианы...";
  • л. 465 - "Начало предлежащим, слово о добродетели от Евангелиа". Нач.: "Четыре сути добродетели, предлежащиа ко спасению человеческому...". (Изд.: ВМЧ. 9 октября. Стб. 883-884. Совпадают только начальные слова);
  • л. 466 об. - "Слово Германа патриарха о святых иконах". Нач.: "Аще убо господня икона есть молитися сице...";
  • л. 467 - "Слово о умилении души". Нач.: "Горе тебе, душе моя, разширяеши утробу...".
Происхождение: из библиотеки Антониево-Сийского монастыря.
Примечания: рукопись описана в кн. Белова, Кукушкина, № 250; Описание. Т. 8, вып. 1. С. 241-244; Викторов, № 208.




вверх