“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
23.06.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


С борник аскетического содержания, XVI в. (посл. четв.),
8°, 1064 л., полуустав.

БАН. Арханг. Д. 176


Сборник аскетического содержания Сборник аскетического содержания Сборник аскетического содержания


 
ОПИСАНИЕ


Водяные знаки:
  • розетка (на л. 6) - знак близок к № 3123-3124 (1580 г.) у Лихачева;
  • одноглавый орел (на л. 33) - знак близок к № 4174 (1572 г.) у Лихачева;
  • видимая часть кувшинчика (на л. 1) - знак близок к № 3560 (ок. 1580?) у Хивуда;
  • перчатка под короной с манжетой (л. 573-577) - знак близок по типу ж № 10917 (1553 г.) у Брике.
Тип письма: полуустав нескольких почерков, из которых один - с ровным наклоном - преобладает. На л. 863-866 об. мелкая полууставная скоропись.
Тетради в рукописи разного формата, имели самостоятельное хождение до объединения их владельцем в начале XVII в. в единый переплет.
Л 2, 5-12, 426 об.-428, 440-442, 454-456, 492-493, 507-510, 541-546, 551-558, 1011 об.-1012 об., 1042-1044 об., 1055-1064 без текста.
Украшения: заголовки киноварные.
Записи:
  • "Лета 7116 (1608), апреля 20 день, приказал сию книгу Соборник в дом живоначальные Троицы и пречистые Богородицы к чюдотворце Антонию старец Левкей по своей душы" (л. 13-23);
  • "Попытаю пера и чернила..." (внизу л. 3 неоконченная и плохо читаемая запись);
  • "Подобает со прилежанием чести божественая писания" (л. 5);
  • "возми мое бремя греховное и прости", во второй добавлено слово "моя" (на внутренней стороне нижней крышки переплета две пометы сходного содержания);
  • "Книга авва Дорофей" (л. 1);
  • "271-1956" (зачеркнут синим карандашом, вместо него - "№ 227"; л. 1).
Переплет: доски в потертой темной коже с двумя металлическими застежками.
Наклейки: на корешке с записями кон. XIX - нач. XX вв., в которых приводится название сборника и соответствующий номер по описи. На верхней, дефектной наклейке можно прочесть: "№ 176. Старчество, аскетический сборник", на нижней, тоже дефектной: "Сборник аскетических творений".
Содержание:
  • л. 3 - "Слово Иоанна Златоустаго, како подобает чтения послушати и внимати". Нач.: "Рече блаженый Иоанн Златаустый: седящу ти на чтении словес божиих...". (Изд.: ВМЧ., 16 сентября. Стб. 1218-1219; Пономарев. Памятники. Вып. 2, ч. 1. С. 81-82. И. Я. Порфирьев считает этот текст русским сочинением. См.: Гранстрем. С. 364, № 88. О тексте см. также: Горский А., Невоструев К. Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки. М., 1859. Отд. 2.2. С. 184, № 138; Яковлев. С. 10, № 2);
  • л. 4 - "Исаак Сирин". Нач.: "Буди ти прочитание в тишине от всех..."; л. 4 - "О святой Троици". Нач.: "Преже всех и со всеми и ради всех". (См.: ВМЧ. Оглавление. 31 июля. Стб. 365, л. 951 об.).
  • л. 13 - Без заглавия. Нач.: "Добродетель есть похвалити и бога любити, и пещись о истинней жизни". Похвала авве Дорофею - краткая выписка из Послания. (См.: текст ниже, л. 14-14 об.);
  • л. 13 - "Сказание главам, коемуждо слову настоящий книги сиа преподобнаго отца нашего авва Дорофея". Оглавление из 25 слов. (См.: ВМЧ. Оглавление. 5 июня. Стб. 211, л. 40);
  • л. 14 - "Послание к брату, просившу послатися ему обретеная словеса преподобнаго отца нашего аввы Дорофея. Слово первое". Нач.: "Хволю усердие, блажу еже о блазем тщание". (См.: ВМЧ. Там же. Стб. 211, л. 41-106 об. Текст нашей рукописи, судя по оглавлению, близок к четьи-минейному; ср. также изд.: Авва Дорофей. Поучения. Киев, 1628. С. 1-410; Ефрем Сирин и авва Дорофей. Поучения. М., 1652. Л. 353-510).
  • л. 222 - "Предисловие постническым словесем, иже во святых отца нашего Василиа Великаго архиепископа Кесарийскаго". Нач.: "Многом сущем иже от богодухновеннаго писаниа поведуемым...". (Изд.: Василий Великий. Острог, 1594. Л. 1-6 об.; ВМЧ. 1 января. Стб. 53. Опубликованы только начальные слова 22-го послания; ср. также: ВМЧ. Оглавление. 1 января. Стб. 321, л. 19 об. О тексте см.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Казань, 1881. Т. 1. С. 233);
  • л. 227 - "Яко достоит противу силе телесней умерити, въздръжание, яко добро и законно есть делание телесное". Сл. 4. Нач.: "Последованно убо есть и чрево удръжавати...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 1 января. Стб. 370, л. 155);
  • л. 244 об. - "Яко подобает постнику известным судом приступати к постничеству, и о послушании". Сл. 16. Нач.: "Презрительным убо умом в предповествовании жительства слово уставити". (См.: ВМЧ. Там же. Стб. 371, л. 164);
  • л. 247 об. - "Како приимем царствие божие, яко отрочата". Нач.: "Аще сицеви будем по учительству господню". (Краткий текст);
  • л. 248 - "Иже во святых отца нашего Василия Великаго архиепископа Кесарийскаго. Послание ко Григорию Богослову о иноческом строении". Нач.: "Познах твое послание и яко же друзи другов своих дети...";
  • л. 257 - "Того же святаго Василиа о постъничестве, како подобает украшену быти иноку". Нач.: "Достоит иноку преже всех нестяжательно житие имети. Писано впереди". (См.: ВМЧ. Там же. Стб. 373, л. 173 об.);
  • л. 257 - "Того же накозание о отвръжении житиа и съвръшении духовнем". Нач.: "Приидете ко мне вси тружающейся и обременении и аз упокою вас". (Изд.: ВМЧ. 1 января. Стб. 55. Опубликованы только начальные слова; см. также: Оглавление. 1 января. Стб. 326, л. 44);
  • л. 277 об. - "Иже во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесариа Капподокийскиа С(лово) о иже внимай себе". Нач.: "Слово потребу даст нам создавши нас бог...". (Изд.: ВМЧ. 1 января. Стб. 56. Опубликованы только начальные слова);
  • л. 295 об. - "Того же Великаго Василиа ко причътниства или настоательства братии никако же желати лепо есть постнику". Нач.: "Причетничеству убо или настоятельству братии...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 1 января. Стб. 371, л. 166 об.);
  • л. 296 об. - "Яко не подобает чести и старейшинства искати во иноках". Нач.: "Чести убо никако же взыскавати лепо есть постнику". (См.: Там же. Стб. 372, л. 170 об.);
  • л. 298 об. - "Завет мнишескаго житиа святаго Великаго Василиа". Нач.: "Четыре вещи суть и аще единую от них имать человек". (Это слово в других рукописях встречается с именем отца Аммония);
  • л. 302 - "Того же Василия Великаго". Нач.: "Добродетели убо в единой души исправляемы...";
  • л. 302 - "От постных Великого Василиа о заповедех иноком и мирским, хотящим спасти всею крепостию своею и богу угодити от всея души. Того же Василиа". Нач.: "Явлено отпадение веры его и гордости...";
  • л. 310 - "Сеже о внутренем посте рекше по совести житиа умным хранением, еже не точию от брашен постится, но и от всяких страстей душетлетворных крепко съблюдатися и отбегати". Нач.: "Ведомо да есть о сем всякому крестьянину, яко обретается...". Выписки из поучений отцов церкви: Максима Исповедника, Макария Великого, Нила Синайского, Касьяна Римлянина, Никиты Стифата и толкования отдельных слов;
  • л. 347 - "Максима Исповедника". Нач.: "Вера правая и соблюдение заповедем ражает божий страх...";
  • л. 351 - "О законех Максимова". Нач.: "Шести законы дашася человеку...";
  • л. 351 - "Того же Максима о святем дусе хула и како всяк грех вставится человеком, а иже на святый дух не вставится". Нач.: "Яже на святый дух хула недоведаниа...". Поучения аскетического содержания на разные случаи монашеской жизни с краткими выписками из богословских сочинений и толкового евангелия;
  • л. 372 - Выписка из "Устава православия" Григория Синаита;
  • л. 373 - "О добродетелех". Нач.: "Начало добродетелен и бытию благо...";
  • л. 373 - "О безмолвии". Нач.: "Первие убо должен еси безмолствуя...";
  • л. 377 - "Иоанна Дамаскина о душевном причастии. Душа разделяется на словесное и яростное, и пахотное". Нач.: "Словеснаго убо суть согрешениа...";
  • л. 378 - О молитве. Нач.: "И от утра убо седе на елико с пядию...";
  • л. 379 - "О еже како подобает держати ум". Нач.: "Разумей, яко никто же может о себе удержати ум...";
  • л. 379 об. - "О еже, како подобает отгонять помыслы". Нач.: "Не отгоняет кто когда новоначальный помысл";
  • л. 380 об. - "О еже како подобает пети". Нач.: "О вы помалу глаголю...";
  • л. 383 об. - Нач.: "О утробе, что реку царицы отрастем...";
  • л. 384 об. - "О прелести, в нем же и о иных многых винах". Нач.: "Зри убо яко хощу тя опасно ведати…";
  • л. 393 - "О том, како подобает пети". Нач.: "Вопрошен быв о петии великий Варсонофей". Далее краткие выписки из сочинений Исаака Сирина, Григория Богослова, Василия Великого, Феодорита Кипрского и разных мелких текстов аскетического содержания для нужд монастырского общежития;
  • л. 418 - "Слово полезно от Лимониса об авве Герасиме". Нач.: "Брат Алимпии прииде в лавру ко авве Герасиму...";
  • л. 418 - "Память святаго отца нашего Марка". Нач.: "Сий трудолюбец есть Марк...";
  • л. 419 - "Повесть попа Аммониа о входящих в церковь и изходящих...". Нач.: "Поп Аммоний литургисаа, в церкви виде ангела стояще...". (Изд.: Пролог 1643 г. 5 марта. Л. 24 об.; см.: ВМЧ. Оглавление. 5 марта. Стб. 7, л. 45);
  • л. 420 - Иоанна Дамаскина "О воскресении" (на поле киноварная цифра 48). Нач.: "Веруем же и въскресению мертвых...". (Изд.: ВМЧ. 4 декабря. Стб. 264-270);
  • л. 429 - "Иларионово". Краткая молитва;
  • л. 429 - "Сказание о разуме и о крепости, в коем месте лежит у человека". Нач.: "Крепость лежит у человека в чреслех...". (Ср.: Яковлев. С. 180, № 67. Начальные слова не совпадают);
  • л. 430 об. - "О питии". Нач.: "Егда сядеши в пиру...". (См.: Яковлев. С. 295, № 46);
  • л. 430 об. - "Слово о милостыни Ираклиа царя греческаго". Нач.: "Бысть чюдо в Константине граде приидоша страницы в дом Ираклиа царя...";
  • л. 431 об. - "Слово от патерика святых отец". Нач.: "В далных странах бе некто царь, егда приидяше ему радость...";
  • л. 432 - "Слово святых отец о славе мира сего". Нач.: "Уподобися слава мира сего пламени огнену...". (См.: Яковлев. С. 174, № 24);
  • л. 434 - "Святого Феодора Студита". Нач.: "Братия и отцы мало отступихом от вас...";
  • л. 435 - "Поучение Ивана Златауста, яко подобает верному честно и право житие имети. Матфей, евангелист толкует". На полях цифра 21. Нач.: "Прочее же толикиа благодати приимшим...";
  • л. 443 - "Исаака Сирианина". Нач.: "Потребно же и се есть ведати вам возлюблении...". Предисловие;
  • л. 443 об. - "Слово о почитании книжном, яко полезнее всех книг псалтырь почитати...". Нач.: "Рече старец веру имете ми чяда...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 17 июня. Стб. 228, л. 215);
  • л. 444 об. - "Последование 12 псалмам глаголются во вся дни в келии наедине...". Последование келейного чтения псалмов;
  • л. 446 об. - Иноческие правила о молитвах;
  • л. 447 - "О святых иконах Германа патриарха". Перечень икон и тип молитвы перед каждой из них;
  • л. 449 об. - "Исака Сирина". Нач.: "Аще неимаши крепости съдержати себе";
  • л. 450 - Выписки из толкового евангелия от Матфея;
  • л. 457 - Нач.: "И житием целомудреным себе оградим...". Краткая выписка текста, приписываемого Златоусту;
  • л. 457 - Григория Богослова. Нач.: "Слыши Соломоново и отверзай своя уста...";
  • л. 457 - "Того же Богослова". Нач.: "Ярость да будети точию на единаго змиа...";
  • л. 458 - "Кирила Мниха". Нач.: "Царствует уже в днесех неделя, яко в ту воскресе Христос...";
  • л. 458 об. - Вопросы и ответы со ссылкой на Златоуста о причастии и молитвах;
  • л. 462 об. - "Внимай велъми полезно". Нач.: "Вопрос о мыслех хулных, откуду душа человечъскы, многожды глаголют некиа...";
  • л. 489 - "Дивногорецъ". Нач.: "Въпросиша же братиа преподобнаго Симеона, рещи им слово спасениа";
  • л. 494 - "Поучение сущим в напастех и о печалех". Нач.: "Всяку радость имейте, братиа моя, егда видите различный напасти". (См.: ВМЧ. Оглавление. 9 июня. Стб. 217, л. 128);
  • л. 494 об. - "Поучение святаго Василиа о суете житиа сего". Нач.: "Много въздыханиа и уныниа житие мира сего";
  • л. 495 - "Слово святаго Иоанна Златоуста о молитве". Нач.: "Щит приими, о человече, рекше святыа молитвы...". (Изд.: Пономарев. Памятники. Вып. 3. С. 55-56; см.: ВМЧ. Оглавление. 31 июля. Стб. 351, л. 739 об.; Яковлев. С. 175, № 31; Гранстрем. С. 370, № 114);
  • л. 497 - "Слово о той же молитве". Нач.: "Егда убо речет ти сердце твое...";
  • л. 497 об. - "Житие святых отец". Нач.: "Яко же всех чювст зрение...";
  • л. 498 об. - "Слово некоего старца о почитании книжном, яко полезнее всех книг псалтырь почитати". Нач.: "Рече старец Беру имете мне чада...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 17 июня. Стб. 228, л. 215);
  • л. 502 об. - "Сие к болящим рече Златоуст". Нач.: "Въспомяни, како убо Иоана умрет и чесого ради и почто...";
  • л. 505 об. - "Того же Иоанна Златауста о Иове...". Нач.: "Убог бе Иов, недовлеа ко усердию...";
  • л. 511 - "Слово Иоанна Златаустаго к глаголющим: несть мукы". Нач.: "Тако не боишися рци ми дерзе глаголя...";
  • л. 513 - "От старчества". Нач.: "Бе некий мних, живущу же ему в скитско пустыни...";
  • л. 517 - "О отци Пинуфии". Нач.: "Иного же некоего от отец видехом отца Пинуфиа...". (Изд.: ВМЧ. 31 декабря. Стб. 2537-2542);
  • л. 524 - "Слово о некой старицы, иже "пустыни скончася". Нач.: "Поведаше Амъмон старец...". (Изд.: там же, стб. 2465-2468);
  • л. 527 об. - "Григорий святейшаго папы римского беседование ко архидиакану Петру тоя же церкви". Нач.: "В сем поле бо идущим в церковь...";
  • л. 539 - "О молчании и безмолвии, и о житии тихом съставлятися могущему преже всего от ошаяниа и языка... и кротости сердца. В нем же и малаа похвала. Яко же от простых у стен приносима преподобному отцу Исааку Сиръанину. Ему же к концу указ богоносных его словес". Нач.: "Велика съгрешениа и от нуду злоцелна...". Из книги Исаака Сирина. (См.: ВМЧ. Оглавление. 31 мая. Стб. 190, л. 791);
  • л. 547 - "Слово о страсе божии". Нач.: "Имейте же чада страх божий...";
  • л. 550 - "Слово святаго Иоана Златаустаго о пользе душевней". Нач.: "Человече вся въсприал еси от бога: разум и смысл, и хитрость...". (Изд.: Пролог 1643 г. 10 мая. Л. 365-365 об.; см.: ВМЧ. Оглавление. 10 мая. Стб. 157, л. 426; ср.: Яковлев. С. 18, № 42);
  • л. 559 - "От книг святаго Симеона Новаго Богослова". Нач.: "Должно есть иноку в манастыре быти...";
  • л. 559 - "Исаак Сирин". Нач.: "Аще хощеши наказати кого во благое - первое угоди ему телесне и почти его словом любве...". Краткая выписка;
  • л. 560 - "О повиновании и послушании". Нач.: "Повинование есть христови работание, а аггльское делание...";
  • л. 561 - "Иже во святых отца нашего Афонасиа Великого, патриарха Александрийского, слово оглавлено в сотницу едину к заповедем божиим: всем отвръгшимся мира и хотящим спасътися". Нач.: "Възлюблении попецъмся о спасении нашем...";
  • л. 570 - "Слово полезно о иноческом житии". Нач.: "Услышите, братиа моа възлюбленнаа, колико почтен бысть иноческий чин...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 31 декабря. Стб. 307, л. 940; Яковлев. С. 282, № 14);
  • л. 572 - "От патерика". Нач.: "Рече старец: мнози иноци расточиша злата...";
  • л. 573 - "Святого великого Василиа о постничестве, како подобает украшену быть мниху". Нач.: "Достоить иноку прежде всех нестяжателно житие...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 1 января. Стб. 373, л. 173 об.);
  • л. 576 - "Того же Великого Василия". Нач.: "Буди ревнитель правожительствующих...". (Изд.: Пономарев. Памятники. Вып. 2. С. 75; см.: ВМЧ. Оглавление. 3 сентября. Стб. 10, л. 78 об.). Далее краткие выписки из текстов, приписываемых Златоусту, Иоанну Лествичнику, Афанасию Александрийскому, Ефрему Сирину, Феодору Едесскому, св. Нилу, а также из Евангелия, Апостола и из "Старчества";
  • л. 591 об. - "Главы святого Зосимы". Нач.: "Глаголаше святый Зосима, яко сущи ми в монастыри в Тире...". (Изд.: ВМЧ. 2 апреля. Стб. 39-41; Лимонарь. Киев, 1628. Л. 178; Пролог 1643 г. Л. 180-181. В нашей рукописи текст несколько отличается от опубликованных и имеет продолжение из текстов поучений св. Зосимы, нравоучительных (аскетических) слов Григория Богослова, св. Нила, Григория Синаита).
  • л. 604 об. - "Сказание главам". Оглавление из 11 глав.
  • л. 605 - Вклейка на полулисте со следующим текстом: "В изящных иночьствующих въ времена сиа явльшяся и ревнителю древних святых отец, старца Нила Сорскиа пустыни, преже бывша Кириловы обители. Събра от писаниа, от богодухновенных святых отец 11 глав духовною мудростию наипаче же от деланна на спасение душам нашим. И паки к господу отиде месяца мая в 7 день за полтора часа нощи, в 3-ю неделю по пасце святых мироносиц, лето по седьмой тысящи 16, наш образ сим жительством показа".
  • л. 606 - "Предисловие о писании святых отец, о мысленом делании, что ради нужно сие и како подобает тщатися о сем". Нач.: "Понеже мнози от святых отец рекоша о делании сердечном...";
  • л. 610 - "О различии, еже на нас мысленыя борьбы победы, и побежениа, и о еже тщаливно противитися страстем. Слово 1". Нач.: "Различна убо на нас борьба мысленая брани, победы и побежениа...". Текст завершается киноварной припиской на л. 693: "Конец Нилову писанию". (Изд.: Нила Сорского предание и устав / Со вступ. статьей М. С. Боровковой-Майковой. Спб., 1912. С. 11-91);
  • л. 693 - "О жительстве святых отец. Сиа предание того же старца Нила пустынника учеником своим и всем прикладно имети сие". Нач.: "Вседействием господа бога спасителя нашего Иисуса Христа...". (Изд.: там же, с. 1-9).
  • л. 701 об. - "О уставе. О соборном пении". Нач.: "Утреня, а пети уставлена бысть святыми апостолы...";
  • л. 702 об. - "От главы святого Максима 35". Нач.: "Суть некиа добродетели добры по естеству от человек...";
  • л. 703 - "Святаго Исака". Нач.: "Възревнуем и мы ревностию духовною...";
  • л. 704 об. - "Козьма Индикоплов". Нач.: "Моисей сын Амвронов...";
  • л. 704 об. - "О пришествии, 108. Толк 9". Нач.: "Судна Гедион хотя битися...";
  • л. 705 - Нач.: "Святаа Богородица рече святому Василию Великому: "Аще хощеши мой друг...";
  • л. 706 об. - "От Патерика". Нач.: "Глаголаху отци Федоре, яко быв диакон в ските...";
  • л. 707 - "От Патерика Иерусалимскаго. Слово святаго Логгина". Нач.: "Поведа нам авва Пибр (в рукописи: Киор) яко сущу ми юну...". (Изд.: ВМЧ. 31 декабря. Стб. 2586-2590);
  • л. 712 - Без заглавия. Нач.: "Аще хощеши мудр быти научися преже млъчати";
  • л. 713 - "Отец Феодор Феремский. Сии три главизны имяше паче всех: нестяжание и въздержание и еже бегати от человек". Нач.: "Поведаша авва Макариа египтенин: седящу ми некогда в ските...";
  • л. 713 об. - "Слово о некоем пустыннице, приемшем хлеб от Бога". Нач.: "Бяше некий чръноризец внутреней пустыни...";
  • л. 716 - "Наказание святого Илариона к отрекшимся мира Христа ради". Нач.: "К старейшому ми брату и Христову рабу убогый аз инок...". (Изд.: Потребник. М., 1639. С. 361-384. Наш текст близок к опубликованному; см.: Яковлев. С. 283, № 25; ВМЧ. Оглавление. 31 декабря. Стб. 311, л. 1009. Об авторе текста и списках см.: Никольский. Материалы. С. 91-93);
  • л. 751 - "Того святаго Илариона поучение". Нач.: "Потщимся, братие, паче всего без молвы, богови работати...". (Изд.: там же, с. 385-387; см.: ВМЧ. Там же. Стб. 311, л. 1017. Об авторе текста и списках см.: Никольский. Материалы. С. 111-115);
  • л. 756 - "Поучение преподобнаго отца нашего Илариона Великого о пользе душевней". Нач.: "Потьщитеся молю, вы, братие и сестры, к вечней жизни...". (Изд.: ВМЧ. 21 октября. Стб. 1680-1682. Наш текст близок к опубликованному; см.: Яковлев. С. 283, № 27. Об авторе текста и списках см.: Никольский. Материалы. С. 105-110);
  • л. 759 - "Повесть святого Нифонта". Нач.: "Молящуся некогда блаженному Нифонту...";
  • л. 760 об. - "От Патерика". Нач.: "Рече авва Исаиа, егда твориши службу свою...". Краткие выписки из текстов аскетического содержания;
  • л. 773 об. - "Слово святого отца, нашего Исааи". Нач.: "Отец Исайя поведа нам, яко седящу ми некогда близ святого Макариа...". (Изд.: ВМЧ. 31 декабря. Стб. 2794-2800);
  • л. 781 - "Иже во святых отца нашего, Макариа Великаго, слово наказателно к пользе душевней, хотящим спастися". Нач.: "Хотяй приступити ко господу и животу вечному...". (См.: Николова. С. 393);
  • л. 787 об. - "Того же святого Макариа слово о совершеней и истинней молитве". Нач.: "Добро есть пост, бдение и странничество...". (См.: Николова. С. 393);
  • л. 794 - "Того же преподобнаго отца Макариа". Нач.: "Аще кто изшед от своих и отрекся мира сего...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 31 декабря. Стб. 312, л. 1048);
  • л. 796 - "Главы списаны от беседованиа того же преподобнаго отца нашего Макариа". Нач.: "Рече авва Макариа не подобает христьанину оклеветати...". (См.: ВМЧ. Там же. Стб. 312, л. 1036 об.);
  • л. 803 - "О покаании". Нач.: "Рече авва Пимин яко же источник имеа смрад много...";
  • л. 805 - "Святаго и богоноснаго Нила словеса наказателна". Сл. 69. Нач.: "Рече святый Нил сей век пакааниа...". (См.: ВМЧ. Там же. Стб. 292, л. 817 об.);
  • л. 808 об. - "Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоана Дамаскина о седъми делании". Нач.: "И сего ради преже закона и в законе и в благодати...";
  • л. 814 - "Исаак Сирин". Нач.: "Всяка страсть к ползе быти дарована от бога". Нач.: "Сего ради в мире и с мирскими смешающейся...";
  • л. 817 об. - "Воспоминание отчасти Святыа горы Афонскиа, како наречена быстъ Святаа гора и коих ради вин тако прозвася". Нач.: "По иже страшнаго въскресениа господа бога...". (См.: Иванов. С. 195, № 326);
  • л. 823 об. - "О Святогорском монастыре зовомем Иверской, в нем же церкви Успение и Пречистыа". Нач.: "Бе некто купец во Иверском царствии богат велми...". Сказание Максима Грека о Иверской иконе Богородицы. (См.: Иванов. С. 196, № 327);
  • л. 829 - "Си еже о другом монастыре Святогорском еже есть в Ватопеде". Нач.: "Бысть в Римстем граде купец некий велми богат и по обычаю своему...". Сказание Максима Грека о Ватопедском монастыре. (См.: Иванов. С. 196, № 328);
  • л. 835 - "Поучение в неделю мясопустную, слово 3. Евангелие от Матфея". Нач.: "Страшен есть день он втораго пришествиа Христова...";
  • л. 848 об. - "Иже во святых отца нашего Иоана Златаустаго С[лово] о святей Троици, и о твари, и о суде". Нач.: "Подобно есть нам братие...". (Изд.: ВМЧ. 13 ноября. Стб. 1523-1533);
  • л. 863 - "Слово Евагрия мниха о умилении души и о страсе будущих мук....". Нач.: "Ох души, ужико, о горе, супружница моея...". (Изд.: ВМЧ. 23 ноября. Стб. 3113-3116);
  • л. 866 об. - "Месяца ноавриа в 25 день. Слово Поладиа мниха о втором пришествии и о страшнем суде, и о будущем веце, и о умилении души". Нач.: "Ныне исповеждься душе и ныне восплачися слезы точящи...". Апокриф. (Изд.: Соборник. М., 1647. Л. 140 об.-158);
  • л. 896 об. - "Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина о терпении, и о кончине, и о втором пришествии Христове, и о поучении божественых книг, и что есть безмолвию полза. Слово 98". Нач.: "Светло житие праведных, како же светтся не терьпение ли...". (Изд.: Паренесис, л. 249-253. См.: ВМЧ. Оглавление. 28 января. Стб. 434, л. 1269. В греческих рукописях данное слово - отдельное сочинение, см.: Архангельский. Ч. III. С. 30);
  • л. 903 об. - "Того же, о покаании. Слово 99". Нач.: "Молю, вы убо братие, потщимся...". (Изд.: там же, л. 253 об.-257 об. См.: ВМЧ. Там же. Стб. 434, л. 1271; Архангельский. Ч. III. С. 30);
  • л. 909 об. - "Того же, о безмолвии. Слово 100". Нач.: "Стяжи, брате, безмолвие, яко стену тверду...". (Изд.: там же, л. 257-259. См.: ВМЧ. Там же. Стб. 434, л. 1272; Архангельский. Ч. III. С. 30);
  • л. 913 - "Того же о покаянии, о любви и о крещении и испо(ве)дании, и кресту похвала, и о будущем суде. Слово 101". Нач.: "Ничтоже почтем любимаа братаа…". (Изд.: там же, л. 260-271 об.; см.: ВМЧ. Там же. Стб. 434, л. 1273 об. В печатных изданиях это слово 102-е. В греческих рукописях данное слово - отдельное сочинение, см.: Архангельский. Ч. III. С. 30);
  • л. 931 об. - "Святаго Ефрема о втором пришествии Христове. Слово 102". Нач.: "Возлюбленаа братиа, уклонившеся вси злаго пути, услышим господа...". (Изд.: там же, л. 272-276. См.: ВМЧ. Там же. Стб. 434, л. 1278. В печатных изданиях это слово 103-е. Сравнение с греческим текстом см.: Архангельский. Ч. III. С. 31);
  • л. 938 - "Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина о прекрасном Иосифе. Слово сто 3". Нач.: "Боже Авраамов. Боже Исааков...". (Изд.: там же, л. 276-295. В печатном издании это слово 104-е; см.: ВМЧ. Там же. Стб. 435, л. 1280. В греческих оригиналах данное слово - отдельное сочинение, см.: Архангельский. Ч. III. С. 31);
  • л. 965 - "Святаго Ефрема о Антихристе. Слово 104". Нач.: "Како аз грешный Ефрем исполнен многим невежеством...". (Изд.: там же, л. 295-305 об. В печатном издании это слово 105-е; см.: ВМЧ. Там же. Стб. 435, л. 1287. В греческих оригиналах данное слово - отдельное сочинение, см.: Архангельский. Ч. III. С. 31);
  • л. 982 - "Сказание о глаголющих, что ради несть втораго пришествиа Христова долго, а уже время ему быти: святыи бо апостоли писали, яко Христос родися в последняа лета и уже 1000 и 500 лет преиде по Христове рожестве, а втораго де его пришествия несть. Иже еще глаголют не ведят, яже глаголют, ни от них же утвержаются". Нач.: "Иже тако глаголющей явьствене показаша...". Сказание о "сканчании седьмой тысящи". (Изд.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси ХIV - нач. XVI века. М.; Л., 1955. С. 401-409. Наш список при публикации не учтен, но близок к опубликованному);
  • л. 998 - "Сказание о глаголющих, еже святыи Ефрем написал есть, яко вся уже пророчества и писаниа скончашася и ничто же ино остало есть, точию второе пришествие господа нашего Исуса Христа. И се уже тысяща и сто лет преидоша, егда написал есть сиа святый Ефрем, а второго пришествиа господа нашего Исуса Христа несть. И аще бы истина было писание святаго Ефрема, было бы тогда же второе пришествие господа нашего Исуса Христа, егда писал есть о сих святый Ефрем". Нач.: "Иже сице глаголющей суть, хотяще ввести в человекы лукавое мнение...". (Изд.: Там же, с. 409-414. Наш список близок к опубликованному тексту "Сказания", но не учтен при публикации).
  • л. 1013 - "Шестодневецъ о сотворении небеси и земли 1 день". Нач.: "В первый день в неделю повеле бог свету быти...";
  • л. 1032 - "Месяца септевриа в 1 день начало индикту, еже есть новому лету. Святых мученицым девицъ постниц и Аммона диакона, учителя их". Нач.: "Сии беста от Андреяна града Македонскаго...". (Изд.: ВМЧ. 1 сентября. Стб. 6-7);
  • л. 1032 - "В той же день С. от Лимониса о Аммоне диаконе, иже прииде в мир, совлек ризы своа мнишескиа и паки святым Симеоном пострижен быстъ и спасеся. Зри впереди". Только заголовок. Текст на л. 1033. Нач.: "Поведаше нам Георгий Раивский о брате некоем диаконе...". (Изд.: ВМЧ. 1 сентября. Стб. 7-8. В нашей рукописи сокращенный вариант текста);
  • л. 1032 об. - "Того же во 2 день страсть святого мученика Мамонта". Нач.: "При Аврилиане цари нудими бяху христиане...". (Изд.: ВМЧ. 2 сентября. Стб. 141).
  • л. 1034 - "Послание старца Иосифа, иже на Воце своего ему монастыря, о Касиане, архимарите Юрьевском и о нех еретицех". Нач.: "Самодержцу Рускиа земли, государю велику князю Василию Иоанновичю...". (Изд.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси. С. 511);
  • л. 1034 об. - "Кирилова монастыря старци и вси заволжстии старцы положили тому посланию старца Иосифа сведетелъства от божественаго писаниа съпротивно". Нач.: "Что некающихся еретиков и непокаряющихся велит заточити...". (Изд.: там же, с. 511-513. Текст начинается без абзаца. Наш список при публикации не учтен);
  • л. 1037 об. - Краткие выписки толкований из слов Григория Богослова о ереси "новацкой", "о пришествии", а также из слов Дионисия Ареопагита о "божественых именех";
  • л. 1039 об. - "Святаго Епифаниа Кипръскаго 1". Нач.: "Варварство есть иже о себе пребысть от дни Адамль...";
  • л. 1040 об. - Краткие тексты вопросов и ответов о вере.
  • л. 1045 - "Предание уставу иноком скитскаго житиа правило. И когда сходы бывают в Нилове ските". Нач.: "По суботам поется понахида и обедня";
  • л. 1048 - "Обиход скитский на весь год церковному соборному сходу". Чин последования службам по монастырскому уставу Нила Сорского. В конце текста сказано: "На преставление преподобнаго Нила понахиду и обедню по нем служат, а службы ему нет". И далее приписка: "Преставился преподобный Нил в лето 7016, маиа в 7 день".
  • л. 1051-1054 вложены в рукопись, возможно из другой рукописи XVI в.
  • л. 1051 - "О днех седмици, како поется во охтаике с минею". Нач.: "Подобает ведати, яко во всякой недели...";
  • л. 1053 - "О апостоле суб[отная]". Нач.: "Пред Воздвижением и по Воздвижении...";
  • л. 1054 об. - "Предание святых апостол". Нач.: "В великий пяток...";
  • л. 1054а. - "Святаго Нила о осми помыслех".. Нач.: "Первое чревобесея - блуд сребролюбия". Краткая выписка.
Происхождение: из библиотеки Антониево-Сийского монастыря. Ранее принадлежала церкви Успения Богородицы Кривецкого монастыря.
Примечания: рукопись описана в кн.: Белова, Кукушкина, № 203; Викторов, № 213; Описание. Т. 8, вып. 1. С. 232-241.




вверх