“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
23.05.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


С борник житий, XVI-XVII вв. (нач.),
4°, 502+111 л., полуустав и скоропись.

БАН. Арханг. Д. 141


Сборник житий, XVI-XVII вв. Сборник житий, XVI-XVII вв. Сборник житий, XVI-XVII вв.


 
ОПИСАНИЕ

Сборник состоит из 6 частей: I - л. 1-104; II - л. 105-180; III - л. 181-322 об.; IV - л. 323-438; V - л. 439-478; VI - л. 479-502.

Водяные знаки:

в I части:

  • кувшин с одной ручкой и литерами "NМ" - знак близок к № 519 (нач. XVII в.) у Тромонина;


во II части:

  • единорог (2 варианта) - один близок к № 10165 (1587 г.) у Брике;


в III части:

  • голова быка с литерой "Т" (?) между рогами (2 варианта) - сходный знак с другим размером и расположением на сетке № 11, разд. XI (1522-1525 гг.) у Пиккара ("Бык");
  • рука в рукавчике с цветком над пальцами - знак близок к № 11466 (1538 г.) у Брике;
  • рука в рукавчике с цветком над пальцами; 4) литера "Р" с цветком - знак близок к № 8647 (1542 г.) у Брике;

 

в IV части:
  • рука в рукавчике с фестонами, над пальцами - корона;
  • кувшин с одной ручкой и лилией на боку - знак близок к № 1715 (1544 г.) у Лихачева;

 

в V части:

  • кувшин с одной ручкой - сходные знаки № 12613 (1502-1503 гг.) и 12614 (1516 г.) у Брике;


в VI части:

  • кувшин с одной ручкой и лилией на боку - знак близок к № 1715 (1544 г.) у Лихачева.
Тип письма: полуустав и скоропись (в III части) разных почерков.
Каждая часть сборника имела свою нумерацию тетрадей, частично срезанную при переплете. Сохранилась нумерация тетрадей в I и IV частях. Всего в сборнике 63 в основном восьмилистных тетради (некоторые неполные). Статьи сборника пронумерованы буквенной цифирью (всего 6 глав).
Л. I-III, 1, 100 об., 101-104, 180-181, 323, 437-438, 478 без текста
Украшения: заглавия киноварные. Тонкие киноварные инициалы. На л. 2, 439 в заглавиях вязь.
Записи:
  • "267" (синий карандаш; внутр. сторона верхн. крышки, л. I);
  • "259-1942" (чернила; внутр. сторона верхн. крышки, л. I).
Переплет: доски в коже, "в затылок", верхняя крышка почти оторвана. Две ременные застежки на деревянных шпеньках.
Наклейки:
  • "Житие Кирилла Белоезерскаго (название рукописи; наклеена на другую наклейку; верхн. крышка);
  • "Д № 141. Сборник житий, слов и сказаний" (корешок).
Содержание:
  • л. I - Оглавление из 6 глав. Карандашом проставлены номера листов сборника;
  • л. 2 - "Месяца июниа в 9. Житие и подвиги преподобнаго отца нашего игумена иже на Белеезере пречестен монастырь поставлъшаго пречистыя владычица нашея богородица честнаго ея успениа и в нем общее житие съставльшаго. Нач.: "Понеже убо о нем великым и божественым мужем иже в посте и подвизе проспавших...". На нижнем поле: "иеромонах Пахомие Святыя горы". Пространная редакция Жития. (Изд.: Яблонский. Приложение. С. I-LХШ. См.: ВМЧ. Оглавление. 9 июня. Стб. 217, л. 128. Наш список учтен у Яблонского, с. 95, и Строева, с. 226-227);
  • л. 87 - "Слово похвалное преподобному отцу Кирилу чюдотворцу белозерскому". Нач.: "Похваляему праведнику възвеселятся людие...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 9 июня. Стб. 222, л. 152 об.);
  • л. 105 - Отрывок из службы;
  • л. 106 - "Месяца февраля 11. Житие и подвиги и от чюдес похваление преподобнаго отца нашего Дмитреа чюдотворца иже на Прилуце. Творение Макариа игумена тоя же обители". Нач.: "Иже святое житие поживших и веру божественую съхранших...". Пространная редакция жития, 13 чудес. (См.: ВМЧ. Оглавление. 11 февраля. Стб. 458, л. 112 об. Наш список учтен у Строева, с. 193-194); л. 142 об. - "Слово похвалное преподобнаго отца нашего Дмитреа чюдотворца". Нач.: "Но убо ныно прекратим словописати чудеса святого...". (См.: ВМЧ. Оглавление. Стб. 460, л. 119 об. Наш список учтен у Строева, с. 193-194);
  • л. 149 - "Слово похвалное о чюдесех предивнаго житиа преподобнаго отца нашего Дмитреа чюдотворца вологодцкаго иже на Прилуце". Нач.: "Приидете святое и честное постник съсловие...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 11 февраля. Стб. 460, л. 121. Наш список учтен у Строева, с. 193-194);
  • л. 182 - "Месяца сентября в 25. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Сергия игумена иже в Радонежи чюдотворца". Нач.: "Слава богу о всем и всяческых ради, о них же всегда прославляется великое и трисвятое имя...". (Изд.: ВМЧ. 25 сентября. Стб. 1463-1531. Текст нашей рукописи соответствует изданному только до
  • л. 275. Далее см.: Тихонравов Н. Древние жития преподобного Сергия Радонежскаго. М., 1892. Отд. II. С. 25-60. Некоторые статьи без заглавия или названы иначе. См. о редакциях: Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб // ТОДРЛ. Т. 11. С. 145-158; Яблонский. С. 37-66. Яблонский относит наш список к VI редакции - с. 66. Наш список учтен у Строева, с. 227);
  • л. 324 - "Месяца апреля в 17 празднуем память его (на верхнем поле). Житие и подвизи и отчасти чюдес сказание преподобнаго отца нашего Зосимы, началника Соловецкаго монастыря и о зачале монастыря того. Понеже зачятся святаа сиа обитель житием и начялъством раба божиа старца Саватиа и подруга его Германа некоего боголюбива мниха. Списано быстъ Спиридоном митрополитом киевским". Нач.: "Бысть в дни благочестиваго великаго князя Васильа Васильевичя владимерьскаго и московьскаго...". (Изд.: ВМЧ. 17 апреля. Стб. 502-594. В отличие от издания в нашей рукописи нет чуда о Феодуле. С л. 430 идут дополнительные чудеса: л. 430 - рассказ инока Софрония о земледельце на Кутьозере; л. 431 - Чудеса, записанные неизвестным лицом, те же, что в рукописи Д. 139. Наш список учтен у Строева, с. 388);
  • л. 439 - "Месяца февраля в 14 день. Похвала святых и преподобных отецъ наших Семиона и Савы учителю сръбскою". Нач.: "Светла и просвященна нам всечестною отцю, днесь братие восия память пресветлою бо славою озаряющися и светло просвещающи нас...". (Изд.: Розанов С. П. Источники, время составления и личность составителя Феодосиевской редакции Жития Саввы Сербского. Спб., 1911. С. 50-74);
  • л. 479 - "Месяца июля в 17. Мучение святыа великомученици Марины". Нач.: "Въскресению господню бывшу Исуса Христа избавителя нашего...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 17 июля. Стб. 317, л. 197 об.).
Происхождение: из библиотеки Антониево-Сийского монастыря.
Примечания: рукопись описана в кн.: Белова, Кукушкина, № 208; Викторов, № 116; Описание. Т. 8, вып. 1. С.162-164.




вверх