“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
18.08.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


С лужебник и требник, XVI в. (1500-е, 20-е и 50-е гг.),
4°, 156 л., полуустав, скоропись.

БАН. Арханг. Д. 27


Служебник и требник Служебник и требник Служебник и требник


 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • рука в рукавчике под розеткой, сходные № 11427 (1522 г.) и 11462 (1518-1523 гг.) у Брике - л. 1-6;
  • перчатка с раструбом под розеткой, близкий (но под короной) № 10967 (1540 г.) у Брике - л. 7-14;
  • перчатка с "бубенцами" под трилистником, сходный № 11467 (1544 г.) у Брике, тождественные и близкие № 2891-2893 (XVI в.) у Лихачева - л. 15-38, 43-65;
  • перчатка с фестонами под короной с литерой "D" на ладони, близкий № 11030 (1548 г.) у Брике, почти тождественный № 1770 (1555 г.) у Лихачева - л. 39-42, 66-71, 76-82, 143-149;
  • перчатка под большой звездой, сходный № 1666 (1553 г.) у Лихачева - л. 72-75, 83-98;
  • лилия геральдическая в гербовом щите с литерами "ВV" под щитом, знак не идентифицирован (графически аналогичные щиты с лилиями при иных аксессуарах встречаются во втор. четв. XVI в.; литеры "ВV" применялись в маркировке бумаги в четв. четв. XVI в.) - л. 99-114;
  • пламенеющее солнце, почти тождественный № 13940 (1502 г.) у Брике - л. 115-125;
  • кувшинчик с двумя ручками с букетом, близкие № 2852, 2854, 2856 (ок. 1560 г.) у Лихачева - л. 126-133, 150-156;
  • перчатка под звездой с изображением сердца (?) на манжете, сходные № 10827 (1550 г.) и 10828 (1552 г.) у Брике - л. 134-141.
Тип письма: полуустав нескольких манер: 1) небрежный, 22-23 строки - л. 1-7; 2) небрежный, сжатый, 21-22 строки - л. 8-38, 43-64; 3) небрежный, с выраженным наклоном, 22-23 строки - л. 39- 42, 65-71; 4) беглый, 22 строки - л. 71-79, 83-97, 126-132, 134-147; 5) мелкий, 21 строка - л. 80-81, 97-98; 6) похожий на предыдущий, но несколько крупнее, 21 строка - л. 82; 7) небрежный, 21 строка - л. 88-114; 8) мелкий, небрежный, нерегулярный, 24 строки - л. 115-124; 9) мелкий, беглый, 21 строка - л. 133; 10) мелкий "разгонный", 22 строки - л. 149; 11) мелкий, сжатый, 22 строки - л. 150-156. На л. 124 об.-125 мелкая деловая скоропись.

Блок из 21 ненумерованной тетради. Тетради [6-я] и [11-я] четырехлистные; тетрадь [10-я] шестилистная; от тетради [1-й] сохранилось 6 листов, от тетрадей [9-й] и [21-й] - по 7 листов, от тетради [17-й] - 11 листов; остальные тетради восьмилистные.
Рукопись сформирована в 1550-е гг. с использованием фрагментов более раннего происхождения.

Украшения: киноварь в заголовках и инициалах. Заголовки выполнены вязью. Тонкие киноварные инициалы с орнаментальными отростками. Малые киноварные инициалы.
Записи:
  • "Се яз, поп Федор Ананьин сын, продал есми сию книгу попу Михаилу Иванову сыну Малого, а взял есми на сем Служебнике две гривны денег. А писал поп Феодор своею рукою лета 7 тысяч 60 шестаго" (л. 148);
  • "Се яз, Михаило Иванов Малого, продал есми сию книгу попу Леонтью Петрову сыну, а взял на ней семь алтын денег. А писал Михайло своею рукою лета 7 тысяч 80 втораго";
  • "Лета 7115 февраля в 11 день купил старец Шеромскаго монастыря строитель Еуфимей на казенныя денги на Пречистенския сей Служебник у ерогоцкаго диака Поспела, дал на нем пять алтын" (л. 148 об.);
  • "А подписал поп своею рукою" (пробы пера, XVII в.; л. 148);
  • "Се аз, Михайло Иванов Маленькаго" (пробы пера, XVII в.; л. 148 об.);
  • "Служебник старина и не правдив добре" (XVI-XVII вв.; л. 4);
  • "Господи, помяни раб своих Алексея, Елену, Анну, священноиерея Лва, Бориса, Парасковию, Федора, Василья, Ивана, Анну" (XVII в.; л. 18 об.);
  • "Помилуй мя, боже, по велицей милости своей, по милости божий и пречистыя Богородица честнаго и славного ея Успениа" (XVII в.; л. 148 об.);
  • "Сия Антифоны ложныя написана вракомея, а иное правда" (XVII в.; л. 150);
  • "273" (синий карандаш; внутр. сторона верхн. крышки);
  • "277" (карандаш; внутр. сторона верхн. крышки).
Переплет: доски в формат блока с кожаным корешком, была одна ременная на деревянном шпеньке застежка (утрачена).
Наклейка: "Д № 27. Служебник и требник до 1558 г." (корешок).
Содержание:
  • л. 4 об. - Литургия Иоанна Златоуста;
  • л. 36 - Прокимны воскресные на 8 гласов;
  • л. 37 - Прокимны дневные;
  • л. 38 - Прокимны общие;
  • л. 38 об. - "Преблагословена еси Богородице..." на крюковых нотах 1-го гласа;
  • л. 39 - Молитвы перед престолом по умывании рук из литургии Иоанна Златоуста;
  • л. 40 - Начало обедни и ектений из литургии Иоанна Златоуста;
  • л. 41 об. - "Преблагословена еси Богородице..." на крюковых нотах 2-го гласа;
  • л. 42 - Молитва херувимская;
  • л. 42 об. - "Благословен бог наш..." на крюковых нотах 7-го гласа;
  • л. 43 - Молитвы вечерние;
  • л. 45 об. - Молитвы утренние;
  • л. 50 - Литургия Василия Великого;
  • л. 64 об. - Прокимны праздничные пасхального цикла;
  • л. 67 - Ектении на разные случаи;
  • л. 69 - Молитвы панихидные;
  • л. 69 об. - Отпусты праздникам господским;
  • л. 70а - Ектении на вечерне в неделю Пятидесятную;
  • л. 71 - Стихи вместо молитв по 50-м псалме;
  • л. 72 - Литургия преждеосвященных даров;
  • л. 81 об. - Ектений о дожде;
  • л. 83 - Последование водоосвящения 1 августа;
  • л. 89 - Последование навечерия Богоявления;
  • л. 97 об. - "Преблагословена еси Богородице..." на крюковых нотах 3-го гласа;
  • л. 98 - Уставные указания о времени совершения литургии;
  • л. 98 об. - Отпуст часов царских в навечерие Рождества;
  • л. 99 - Последование Пятидесятной недели;
  • л. 126 - Чин обручения и венчания;
  • л. 129 об. - Чин благословения двоеженца;
  • л. 131 - Столпы евангельские;
  • л. 133 - Прокимны воскресные на 8 гласов;
  • л. 133 об. - "Преблагословена еси Богородице..." на крюковых нотах 4-го, 5-го и 6-го гласов;
  • л. 134 - Чин крещения;
  • л. 147 - Чин погребения младенца;
  • л. 149 - Чин освящения храма;
  • л. 150 - Антифоны праздников господских и богородичных;
  • л. 156 - Прокимны праздников господских и богородичных.
Происхождение: из библиотеки Антониево-Сийского монастыря. В XVII-XVIII вв. принадлежал библиотеке Шеромского Богородицкого монастыря Великоустюжского уезда.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 8, вып.1. С. 29-30




вверх