“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
30.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


К нига Степенная,
с прибавлениями выписок из хронографов
(от царствования Федора Ивановича до царствования Михаила Федоровича)
и родословий великих князей и дворянских родов, XVII в. (сер.),
F°, 935 л., скоропись.

БАН. Арханг. Д. 423


Книга Степенная

Книга Степенная
Книга Степенная Книга Степенная Книга Степенная


 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • голова шута с пятью бубенцами на воротнике, небольшого размера, близок № 3081 (1640-е гг.) у Лихачева, Палеогр. знач.;
  • голова шута более крупного размера - близок № 1221 (1630-е гг.) у Тромонина;
  • герб г. Амстердама особого рисунка, небольшого размера, корона простая, без раздвоения - не идентифицирован.
Тип письма: скоропись четкая, одного почерка.
Украшения: заглавия, инициалы, номера глав и титлов киноварные (последние на полях книги). Заголовки выполнены вязью. На л. 44, 100 находятся две заставки и инициалы, исполненные красками. Контурные заставки на л. 217, 224, 237, у 2-й, 3-й и 4-й степеней; над заглавиями других степеней оставлены пустые места для заставок, вязи и инициалов (л. 245, 274, 303, 333, 351, 371, 402, 457, 480, 532, 609, 671, 725). На л. 98 об. - изображение великого князя Владимира, исполненное красками. Счет митрополитов написан киноварью на полях листов.
Нумерация листов славянскими буквами, начиная с первого листа, занятого текстом, и кончая л. 900. Листы в начале и конце книги были оставлены ненумерованными; в настоящее время этим листам дана нумерация I-IV, V-XXXVII.
В середине рукописи листы без текста: 42, 99, 215, 216, 222, 223, 236, 244, 272, 273, 302, 332, 350, 370, 401, 455, 456, 478, 479, 531, 608, 670, 724, 810, 811.
На листах без текста, отделяющих одну степень от другой, и на л. V и VI имеется старая надпись - "лист порожжей". По нижнему полю листов проведена буквенная нумерация тетрадей (всего 1-113).
Записи: "Лета 7201-го (1692) сентября в 20 день дому великаго господина всесвятейшаго кир Адриана, архиепископа Московскаго и всеа России и всех северных стран патриарха, казначей старец Паисий Сийской сию божественную книгу Летописец с прилежным молением предложыл во свое обещание в дом пресвятыя и живоначалныя Троицы и пресвятыя владычицы нашея богородицы и приснодевы честнаго и славнаго ея Благовещения, иде же трудолюбие возградил преподобный и богоносный отец наш Антоний, иже нарицаемый Сийский. Усердно прошу желательный работник сего святаго дому, со слезами молю сея святыя обители отцем и прочим прочитающым и послушающым сея богодухновенныя книги, да сотворят со мною многогрешным милость, помолят господа бога о оставлении согрешений моих и о прочих моих родителях, да и сами от бога милость обрящут, и да не дерзнет кто сей книги без благословения настоятелей из святыя обители взять и тайнокрадением восхитити, аще же кто дерзнет сию книгу из святыя обители взять, или кто каким неправедным умышлением и тайнокрадением восхитит и за обесчестие сея святыя обители, да воздаст ему господь бог, яко же Анании, и жене его Сапфире, иже от своего имения утаиша при святых апостолех, тако и сему, еже от святыя обители не свое похитившему, да судит ему господь бог на праведном своем суде во оном веце" (л. 1-156).
Переплёт: доски, кожа с тиснением. Застежки утрачены.
Содержание:
  • л. 1 - "Летописец вкратце". Содержит перечни судей и царей еврейских, самарийских, римских ("Сказание о Риме") и цареградских;
  • л. 18 - "Книга, глаголемая Родословец великих князей руских, от перваго великаго князя Рюрика поперь великаго князя Феодора Ивановича, всеа Русии самодержца". Нач.: "От истории Ханаоновы, от предела арфаскадова…". На л. 28 об. статья "Великое княжение Владимирское" (нач.: "В лето 6665 и отселе наста суздалское княжение…"; на л. 31 об. - "О великом княжении Московском" (нач.: В лето 6837 пойде во Орду князь великий Иван Даниловичь…");
  • л. 37 об. - Книга Степенная. По классификации П. Г. Васенко, рукопись принадлежит к первому типу списков Степенной: со Сказанием о чудесах митрополита Алексия, с окончанием 17-й степени, с Похвалою митрополиту Петру, с 5-й главой 10-й степени и с вводными статьями. По составу и тексту рассматриваемый список Степенной книги сходен со списком, принадлежащим Московскому Румянцевскому музею (ПСРЛ, т. XXI, ч. 1, 2, СПб., 1908 и 1913, условное обозначение "М"), отличаясь в деталях;
  • л. 37 об. - "История, сиречь повестник о епископиях, елицы подлежат и послушнии суть митрополиту Киевскому и всеа Русии";
  • л. 37 об. - "Царьския сановники";
  • л. 38 - "Родословие руских государей". Нач.: "Первый приде из варяг Рюрик…". Роды князей ростовских, тверских, Белозерских, смоленских, ярославских, суздальских, рязанских, муромских;
  • л. 44 - Житие великой княгини Ольги;
  • л. 85 - "Новыя чюдотворцы";
  • л. 86 - "Гранесование степенем и оглавление гранем";
  • л. 100 - 1-я степень, 75 глав. В главе 26 на л. 123 написано: "Авраам же бе лет 75, егда изыде от Хараня", а в опубликованном тексте Степенной: "…лет 105…" (ПСРЛ, т. XXI, ч. 1, СПб., 1908, с. 80). Глава 39 ошибочно помечена как 59-я. В 73-й главе 17 титлов;
  • л. 217 - 2-я степень, 8 глав. Глава 7 не обозначена номером;
  • л. 224 - 3-я степень, 11 глав;
  • л. 237 - 4-я степень, 9 глав;
  • л. 245 - 5-я степень, 11 глав;
  • л. 274 - 6-я степень, 19 глав. В 12-й главе 14 титлов;
  • л. 303 - 7-я степень, 16 глав;
  • л. 333 - 8-я степень, 13 глав;
  • л. 351 - 9-я степень, 21 глава. В названии главы 15 по ошибке дважды написано слово "страшных" вместо "о страшных и грозных";
  • л. 371 - 10-я степень, 7 глав;
  • л. 402 - 11-я степень, 11 глав. В главе 5 годом погребения великого князя Ивана Ивановича указан 6868 г., а в опубликованном тексте Степенной - 6867 г. (ПСРЛ, т. XXI, ч. 2, СПб., 1913, с. 345). Глава 6 в рукописи начинается словами "В лето 6880 бысть еще великому князю Ивану Ивановичу юну сущу…", в опубликованном текте - "В лето 6850…". В 7-й главе 33 титла. В названии Сказания митрополита Феодосия, "…о исцелевшем иноце Науме хромьце", в рукописи пропущено последнее слово, которое имеется в названиях того же сказания в других списках;
  • л. 457 - 12-я степень, 19 глав;
  • л. 480 - 13-я степень, 28 глав. Глава 16 не обозначена номером. В 24-й главе 14 титлов, в 28-1 - 4 титла;
  • л. 532 - 14-я степень, 19 глав;
  • л. 609 - 15-я степень, 33 главы. В 4-й главе 11 титлов. В главе 16, в статье Конец посланию Вассиана к великому князю Ивану Васильевичу, после слов "егда же померзе река" написано неправильное заглавие "О брани великаго князя" (следует: "О братии великаго князя"), что прерывает фразу, т. к. далее идут слова: "и тогда к великому князю приидоша…";
  • л. 671 - 16-я степень, 25 глав;
  • л. 725 - 17-я степень, 26 глав. В 10-й главе 27 титлов. У 26-го титла ошибочно написан 27-й номер, повторенный затем у следующего титла. 28-е, 29-е и 30-е титла последовательно входят в главы 11, 12 и 13. В 26-й главе "О походе крымскаго царя за государевыми воинскими людми", слово "крымскаго" написано в заглавии дважды. Последняя статья окончания 17-й степени - "О войне на крымския улусы"; Дополнения:
  • л. 779 об. - "О святем граде Иерусалиме", "О церкви воскресения Христова", "О возжжении свещ от святаго гроба господня в день великия суботы" и "О вере армен и прочих еретик". Из Хождения по святым местам Трифона Коробейникова;
  • л. 783 - "О преставлении царя и великаго князя Ивана Васильевича". Выписка из Хронографа 2-й редакции (Попов, Изборник, с. 185);
  • л. 783 об. - "Царство государя царя и великаго князя Федора Ивановича всеа Русии". Выписка из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 186-188);
  • л. 786 об. - "Царство Борисово, еже от сигклитнаго сану, рекомаго Годунова". Выписка из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 188 об.-191);
  • л. 789 - "Царство Федора Борисовича Годунова". Выписка из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 191-192);
  • л. 790 - "Царство Ростригино, иже лжею от лукаваго взят на ся именование ново царевича князя Димитрия Углецкаго". Выписка из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 192-194);
  • л. 792 об. - "Царство Василия царя, по нарекованию Шуйскаго". Выписка из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 194-200);
  • л. 799 - "О болярском державстве Московского государства". Выписка из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 200-201);
  • л. 800 - "О владении Москвы литовскими людми и паки о взятии". Выписка из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 201-202);
  • л. 802 об. - "Царство государя царя и великаго князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца". Выписка из того же Хронографа, кончая словами: "…и во всяком благоденьствии и радости расти и мужествовати" (Попов, Изборник, с. 202-204);
  • л. 804 - Статья о венчании на царство Михаила Федоровича. Нач.: "В лето 7121-го июля в 1-й день венчан бысть…". Текст издан по списку Хронографа из Древлехранилища Погодина № 1451 (Попов, Изборник, с. 388);
  • л. 804 об. - "О свобождении великаго Новаграда". Нач.: "В лето 7125-го государь царь и великий князь Михаил Федорочвич…". Из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 388-389);
  • л. 805 об. - "О свобождении государева отца преосвященнаго Филарета Никитича, ростовского митрополита и ярославскаго". Название написано чернилами. Из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 389);
  • л. 806 - "О пришествии иерусалимского патриарха Феофана". Выписка из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 390). В рукописи добавлено: "Того же лета июля 22 день поставлен бысть великому Новуграду митрополит Макарий";
  • л. 807 - Выписки из того же Хронографа со сведениями за 7133-7137 гг. (Попов, Изборник, с. 391-392); л. 808 об. - "О пожарех московских". Из того же Хронографа (Попов, Изборник, с. 392);
  • л. 809 - "Последняя выписка из того же Хронографа о рождении царевны Анны Михайловны 14 июля 7138 г. (Попов, Изборник, с. 392);
  • л. 812 - "Родословие великих князей русских написано вкратце". Нач.: "Первый князь великий Рюрик прииде из варяг з двумя браты своими…". Кончается царем Федором Ивановичем;
  • л. 814 - "От великаго князя Всеволода Юрьевича Владимерскаго ростовские князи";
  • л. 814 об. - "От того жъ великаго князя Всеволода Юрьевича тверстии князи";
  • л. 814 об. - "А се от ростовскаго великаго князя Василка белоозерстии князи";
  • л. 814 об. - "От великаго князя Владимира Володимеровича Киевскаго смоленстии князи";
  • л. 815 - "От того же роду ярославские князи";
  • л. 815 - "А се смоленстии же князи";
  • л. 815 об. - "Род уделных князей московских";
  • л. 816 об. - "Род великих князей резанских, и Муромских, и пронских". Сведения с 6563 по 6991 г.;
  • л. 820 об. - "Начало Муромским князем";
  • л. 821 об. - "А Пронские князи от рязанских же князей";
  • л. 821 об. - "Род росовских князей";
  • л. 825 об. - "Род суздалских и новгороцких князей";
  • л. 827 об. - "Род Оболенских князей";
  • л. 830 об. - "Род тверских князей";
  • л. 832 - "Род смоленских князей";
  • л. 834 - "Род ярославских князей";
  • л. 840 - "Род Морткиных, Зубатых, Охлябиных, Деевых, Векошкиныхъ";
  • л. 841 об. - "Род Белозерских князей";
  • л. 844 - "Род Стародубских князей";
  • л. 848 - "Род князей Звенигороцких, и Новоселских, и Белевских, и Одоевских, и Воротынских, [и Глуховских]";
  • л. 850 - "Род Елецких князей";
  • л. 850 об. - "Род Пронских князей";
  • л. 851 - "Род Мезецких и Борятинских князей";
  • л. 852 - "Род Мещерских князей";
  • л. 853 - "Род князя Константина Галицкого";
  • л. 853 об. - "Родословие великих князей литовских, от великаго князя Гедимана Литовскаго";
  • л. 857 - "Род Глинских князей";
  • л. 857 об. - "Род князей Бабичевых и Путятичев";
  • л. 858 - "Род Андрея Ивановича Кобылина да брата его роднаго Федора Ивановича Шевляги";
  • л. 861 - "Род Ховрин Головиных, а от них Грязные";
  • л. 862 - "Род Воронцовых и Венияминовых";
  • л. 863 - "Род Квашниных";
  • л. 864 об. - "Род Сабуровых да Годуновых";
  • л. 865 об. - "Род Всеволож";
  • л. 867 об. - "Род Добрынской";
  • л. 868 - "Род Плещеевых";
  • л. 870 об. - "Род Белеутовых";
  • л. 871 об. - "Род Свибловых";
  • л. 875 об. - "Род Фоминских князей и Березинских и от них пошли Карповы";
  • л. 876 об. - "Род Морозовых";
  • л. 878 об. - "Род Данидловых";
  • л. 879 об. - "Род Кутузовых";
  • л. 880 об. - "Род Дмитрия Михайловича Волынскаго Бобрякова";
  • л. 881 об. - "Род Беклемишевых";
  • л. 883 - "Род Поливановых";
  • л. 883 об. - "Род Меликовых";
  • л. 884 - "Род Бороздиных Тверичь";
  • л. 885 - "Род Коробовых";
  • л. 886 - "Род Нагих";
  • л. 886 об. - "Род Шетнев";
  • л. 887 - "Род Левашевых";
  • л. 888 - "Род Софроновских да Проестевых";
  • л. 888 об. - "Род Володимера Даниловича Красного Снабди";
  • л. 889 - "Род Денисьевых";
  • л. 889 об. - "Род Траханиотовых";
  • л. 889 об. - "Род Ласкиревых";
  • л. 890 - "Род Сидоровых";
  • л. 890 об. - "Род Сорокоума Глебовых";
  • л. 891 об. - "Род Старковых";
  • л. 891 об. - "Род Монастыревых";
  • л. 892 об. - "Родословие великих князей литовских, списано из летописца святейшаго патриарха Ермогена Московскаго и всеа Русии". Нач.: "В лето 6636 прииде на полоцкие князи…";
  • л. 894 - "А сие родословие великих князей литовских, выписано в Казани из монастырские преображенские книги, а первому не согласуют". Нач.: "В лето 6801 по пленении Руския земли…";
  • л. 897 об. - "Сказание о великом князе Витофте". Нач.: "Хощу вам поведати о великом князе Александре Кустучьевиче, зовомом Витофте…".
Происхождение: в 1693 г. рукопись поступила в Антониево-Сийский монастырь как дар старца Паисия, казначея патриарха Адриана. В 1917 г. она была передана в Архангельский дом книги (ныне АОНБ), откуда в 1927 г. поступила в Постоянную историко-археографическую комиссию в Ленинграде, а в 1931 г. - в Рукописное отделение Библиотеки АН СССР.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание, Т. 3, вып. 1. С. 478-485; Белова, Кукушкина, № 298; Викторов, № 84; Строев. С. 438.




вверх