“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
25.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


Х ронограф, вводные статьи
к редакции 1620 г., XVII в. (посл. четв.),
F°, 135+VI л., полуустав.

БАН. Арханг. Д. 425


Хронограф редакции 1620 г. Хронограф редакции 1620 г.
Хронограф редакции 1620 г. Хронограф редакции 1620 г. Хронограф редакции 1620 г.


 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • голова шута с семью бубенцами и с литерами "RP", сходен с № 385 (1676-1686) у Тромонина;
  • голова шута с пятью крупными бубенцами - близок № 1308 и 1406 (1686) у Тромонина;
  • геральдическая лилия в щите под короной, внизу буквы "HG", "SG", "ID" - схожи с № 388 (1657) и 390 (1679) у Черчилля;
  • гербовый щит простого рисунка, разделенный наискось, знак такого же типа, как № 1332 (1649) и 437 (1659) у Тромонина.
Тип письма: полуустав.
Украшения: киноварь в заголовках и инициалах. Тонкие и малые киноварные инициалы.
Л. I-IV и 135 без текста.
Записи:
  • "№ 60" (карандаш; л. 1);
  • "Шестодневец вкратце о сотворении мира" (XIX в.; л. 1);
  • "Сия книга живоначальныя троицы Антониева Сийскаго монастыря казенная, а в 204-м году (1696) апреля в (число не написано) день, по указу преосвященнаго Афанасия, архиепископа Холмогорскаго и Важескаго, вынята из монастырской же старой книги, глаголемой Хронографа, и в сей переплет вновь переплетена ево архиерейским иждивением и милостивым снисканием" (л. 1-26).
Переплёт: (1696 г. - сделан по указу Афанасия, архиепископа Холмогорского): картон, "турецкая" мраморная бумага.
Содержание:
  • л. 1 - "Главы, известныя книги сия Гранографа, сиречь Летописца, известуют бо преднастоящая в книзе сей ищущим скораго ради изобретения. Всяк бо, кто что взыскуя в книзе сей, должен есть напред вопрошати глав сих, они же указуют и отсылают яко к подначалным себе". В оглавлении перечислены только статьи данной рукописи, с пояснением: "Сия же реченная вся особь вне числа прочих глав книги сея, понеже не тоя книги; от сих оубо второе пойдут главы перечисленныя, кроме книги сея прежереченных и первых числ сих";
  • л. 2 - "Начинаему словеси ищи от бога начатии и о бозе кончати, добро бо от бога к божию слузе начати". Нач.: "Бог есть надо всеми веки и преже бытия всея твари…". Послание к князю Василию;
  • л. 8 - "О сотворении седми дней и всего мира. О творце и зижителе и троичном его именовании, иже есть отец и сын и святый дух, и о создании его вышних сил небесных, и тварех, небеси и земли, и всего мира и всяческих. Избрано от святых писаниих Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, и философских художествий, и риторския хитрости, и римскаго и фряскаго учительства; от многа мало собрано и сведено воедино вкратце неизреченныя божия премудрости, о них же неповеленно и ведати, иже есть о грому и солнце и луне и о звездах, но токмо лепо обяти: бог искони бе и всегда без конца. Се есть начало. Аминь". Нач.: "Есть слово сего начатия сице, занеже нецыи глаголют, яко две начала еста…". Русское естественнонаучное компилятивное сочинение половины XVII в. в форме шестоднева. Подробнее о нем см.: Попов, обзор, вып. II, с. 154-169;
  • л. 62 - "Георгия Писиде похвала к богу о сотворении всея твари, ему же есть начало". Нач.: "Яко возвеличишася дела твоя, господи, вся премудростию сотворил еси…" На л. 87 указано: "Преведено сие Георгия Писиде от греческих книг на русский язык Дмитрием Зографом евлогисон в лето 6893". После этой статьи по оглавлению значится, но в рукописи отсутствует "Предисловие древняго же переводу книги Гранографа же о православной вере християнстей";
  • л. 88 - "Шестодневец вкратце о сотворении небеси и земли и всея твари". Нач.: "Зачало перваго дни. В первый день повеле бог в неделю свету бытии…";
  • л. 101 об. - "Сказание о животех избранно от Шестодневца". Нач.: "Бог прехитрый творец всеа твари, великий промысленник человеческому животу и спасению…";
  • л. 108 - "Ко происхождению рода человеческаго, глава 3". Нач.: "Како же нашего бытия зачало бывает ко происхождению рода человеческаго, сице слышим зде ныне вмале глаголемая…". Извлечения из Тропника папы Иннокентия, примыкающие к Шестодневцу вкратце. В конце текста поясняется содержание и необходимость вводных статей о сотворении мира. Хронограф, к которому относятся эти вводные статьи, представляет собой отдельную рукопись Библиотеки АН - Арханг. М. 16.
Происхождение: поступила в составе Архангельского собрания в 1931 г.; раньше принадлежала Архангельскому древлехранилищу. Из библиотеки Антониево-Сийского монастыря.
Примечания: в 1695-1696 гг. с этой рукописи был сделан список для Холмогорского архиепископа Афанасия (см. описание Арханг. Д. 424).
Рукопись описана в кн.: Описание. Т. 3, вып. 1. С. 218-220; Белова, Кукушкина, № 331; В. М. Верюжский. Афанасий архиепископ Холмогорский, СПб, 1908. С. 603; Викторов, № 228.




вверх