“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
26.06.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


Т олкования Феофилакта Болгарского
на Евангелия от Луки и Иоанна, XVI в. (1500-е гг.),
1°, 309 л. (IV+301+IV), полуустав.

БАН. Арханг. Д. 51


Толкования Феофилакта Болгарского на Евангелия

Толкования Феофилакта Болгарского на Евангелия

Толкования Феофилакта Болгарского на Евангелия

Толкования Феофилакта Болгарского на Евангелия



 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • тиара широкая, сходные № XII-34 (1493-1507), ХП-36 (1512), ХП-44 (1481-1507) у Пиккара ("Корона") - по всей рукописи;
  • кувшинчик с одной ручкой под "гребешком" и полумесяцем с изображением полумесяца и литерами "РО" на корпусе, сходный № 12804 (1588) у Брике - на вставном л. 89.
Тип письма: Полуустав мелкий, нерегулярный, в два столбца, 34 (иногда 35) строк.
Блок из 38 тетрадей, пронумерованных кириллическими цифрами на первых листах. Тетрадь 38-я шестилистная, остальные восьмилистные. Перед блоком вшита дополнительная ненумерованная тетрадь из 4 листов; после блока - двойной лист. Старая нумерация листов кириллическими цифрами в верхнем правом углу.
Л. I-IV и V-VIII без текста.
Украшения: киноварь в заголовках и инициалах. Заголовки выполнены вязью. Заставка и инициал нововизантийского стиля в красках с золотом (л. 3). Большой киноварный инициал с орнаментальными отростками (л. 2 об.). Малые киноварные инициалы.
Записи:
  • "Сию книгу положила Васильева жена Семеновича Воейкова Еуфимия Александровна да ее дети Еуфимей, а прозвище Баим, да Феодосой, да Иван, а прозвище Ивака, да Григорей Василевичи Воейкова в дом живоначальныя троицы и преподобному Антонию в Сийской монастырь по мужу по своему по Василью по Семеновичу и по своих детех. По Орине да по Настасьи, да по Антониде, да по Соломаниде и по всех своих родителех. И игумену или строителю и хто будет вперед в монастыри пожаловать написати в Сенаник в вечной и во вседневной, а о мне о Еуфимии и о детех моих молити бога о здравии. А как бог пошлет по мою душу по Еуфимиину или по которого из детей моих, и игумену или строителю пожаловати написати потому ж в вечной Сенаник и во вседневной" (XVI в.; полуустав с элементами скорописи; л. 1);
  • "Архагельскогаго протопопа Ивана (?)" (вязью, подражание "экслибрису" Досифея Соловецкого; л. 1);
  • "№ 5" (синий карандаш; л. 1).
Переплет: доски в формат блока с желобками на торцах, кожа с басменным тиснением. Застежки утрачены. На верхней и нижней крышках следы утраченных жуковин - по четыре каплевидных и одной ромбической на каждой крышке. Обрез мраморный.
Наклейки:
  • "...Лука писм... повсядневной" (XVII в.; верхн. крышка);
  • "№ 9 (исправлено на 10). Толкование евангелия на Луку и Иоанна Богослова";
  • "Д № 51. Толковое Евангелие от Луки и от Иоанна XVI в." (корешок).
Содержание:
  • л. 1 - вкладная запись;
  • л. 2 - Оглавление и Предисловие Феофилакта Болгарского к Евангелию от Луки;
  • л. 3 - Толкование на Евангелие от Луки (на л. 90 зачеркнуты полторы последних строки первого столбца и весь второй, содержащие конец толкования 81-го зачала и начало толкования 82-го зачала с припиской: "Зде опись, зри на лист скорописной"; исправленный текст размещен скорописью на вкладном л. 89);
  • л. 140 - Оглавление и Предисловие Феофилакта Болгарского к Евангелию от Иоанна;
  • л. 141 - Толкования на Евангелие от Иоанна.
Происхождение: из библиотеки Антониево-Сийскоого монастыря.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 8, вып. 1. С. 53-55; Викторов, № 19; Белова, Кукушкина, № 50; Кукушкина. С. 42.




вверх