“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
30.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Библиотека монастыря


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


Е вангелие - тетр, XVI в. (1576 г.),
8°, 671 л. (1+670), полуустав.

БАН. Арханг. Д. 33


Евангелие

Евангелие

Евангелие

Евангелие


 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • три скрещенных клинка в гербовом щите, сходный № 1420 (1575) у Брике - л. 1-7;
  • монограмма из литер "I…" в гербовом щите, сходный (но с короной над щитом) № 9852 (1572) у Брике - л. 8-670
Тип письма: Полуустав московский, широкий, 16 строк.
Л. 1, 599, 642, 669-670 без текста.
Украшения: киноварь в заголовках и инициалах. Заголовки выполнены вязью. Заставки нововизантийского стиля в красках с клеймами-символами евангелистов (л. 15, 185, 296, 472). Заставка нововизантийского стиля в чернилах (л. 600). Инициалы огрубленного нововизантийского стиля в красках (л. 15, 185, 296). Инициал нововизантийского стиля в чернилах (л. 472). Малые киноварные инициалы.
Блок из 84 тетрадей, пронумерованных кириллическими цифрами на оборотах последних листов. Тетради 24-я и 83-я семилистные, остальные восьмилистные.
Записи:
  • "Дал сию книгу в дом живоначальныя Троица и пречистыя богородица честнаго и славнаго ея Благовещения и преподобнаго чюдотворца Антония в Сийскый монастырь старец Арсений, Калязинскаго монастыря постриженик по своей души и по своих родителех, пожаловати написати в Сенаник четыре имяни инок Арсения, Григориа, Гликерию, Антониду и пожаловати в божественей литоргии поминати" (XVI-XVII вв.; л. 1-8);
  • запись о написании рукописи в Калязинском монастыре в 1576 г. монахом Макарием "Отца безначалнаго изволением и сына безлетнаго поспешением и духа сопрестолнаго совершением и пречистыя Богоматери молением и преподобнаго и богоноснаго великаго отца нашего игумена Макария чюдотворца Колязинского молитвами в лето7084 при державе благороднаго и благовернаго и христолюбиваго и во благочестивых высочайшаго богом хранимаго царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержьца и при наместничестве престола святых апостол священнаго и боголюбиваго епископа Феодорита богоспасаемаго града Твери и Кашина начах сию книгу Евангелие писати месяца септеврия в 17 день замышлением раба божия старца Кирила. А писал сию книгу глаголемую Евангелие многогрешный последний во иноцех чернец Макарьище недостойною десницею. Отцы святии и братия о Христе проходяще сию книгу Евангелие не порцете бога ради тягости на душу мою, аще неудобрение узрите и погрешения многа обретающа, господа бога ради исправляйте. Господь же со всеми вами буди, а милость его со духом вашим. Аминь" (л. 666-667 об.);
  • "Дописано бысть сие святое Евангелие месяца августа в 2 день на память святаго первомученика архидиякона Стефана милостию божиею и пречистыя его матери молением и угодника его божия святаго и преподобнаго и богоноснаго отца нашего великаго светилника и дивнаго с чюдесех и славнаго в постницех Александра Свирскаго молитвами новаго чюдотворца. Его же молитвами господи отпусти ми вся грехи моя и чисто жити до конца сподоби мя раба своего имярек и царствия небеснаго наследника мя сподоби, еще и на втором твоем и страшном пришествии Христове сподоби мя владыко одесную стати и причти мя со святыми своими ныне и присно и в веки веком. Аминь" (л. 668-668 об.);
  • на л. 9 следы тщательно вытертой записи в несколько слов;
  • "268 Евангелие" (синий карандаш; л. 1);
  • "272" (карандаш; л. 1).
Переплет: доски в формат блока в зеленом, сильно вытертом бархате. Застежки утрачены. На верхней крышке одна ромбическая и четыре сердцевидные жуковины с гравированными изображениями зодиакальных знаков (?). На нижней крышке одна круглая жуковина с насечками, образующими крест, и две сердцевидные жуковины с изображениями, аналогичными жуковинам верхней крышки; еще две сердцевидные жуковины нижней крышки утрачены.
Наклейка: "Д № 33. Евангелие 1576 г." (корешок).
Содержание:
  • л. 1 - Молитва перед началом Евангелия;
  • л. 1 об. - Статья о четверичном числе евангелий;
  • л. 3 - Оглавление и Предисловие Феофилакта Болгарского к Евангелию от Матфея;
  • л. 14 чистый, с вмонтированной шелковой прокладкой для защиты заставки;
  • л. 15 - Евангелие от Матфея;
  • л. 177 - Оглавление и Предисловие Феофилакта Болгарского к Евангелию от Марка;
  • л. 184 чистый, с вмонтированной шелковой прокладкой;
  • л. 185 - Евангелие от Марка;
  • л. 286 - Оглавление и Предисловие Феофилакта Болгарского к Евангелию от Луки;
  • л. 295 чистый, с вмонтированной шелковой прокладкой;
  • л. 296 - Евангелие от Луки;
  • л. 464 об. - Оглавление и Предисловие Феофилакта Болгарского к Евангелию от Иоанна;
  • л. 471 чистый, с вмонтированной шелковой прокладкой;
  • л. 472 - Евангелие от Иоанна;
  • л. 600. - "Соборник 12 месяцем, сказуя главы коемуждо евангелию избранным святым и праздником";
  • л. 643 - "Сказание, еже како на всяк день должно есть чести евангелие неделям всего лета". Указатель евангельских чтений на дни от Пасхи до Недели сыропустной (нумерация недель сплошная, без разделения на послепасхальный и новолетний циклы);
  • л. 657 об. - "Сказание суботам и неделям святого поста". Указатель евангельских чтений на дни Четыредесятницы;
  • л. 661 - Евангелия общие;
  • л. 662 - Указатель евангельских чтений на елеосвящение;
  • л. 662об. - Евангелия на всякую потребу;
  • л. 664 - Евангелия заупокойные;
  • л. 664 - Указания о чтении евангелий на часах Великой недели;
  • л. 665 - Указания о чтении евангелий и апостола в дни, не указанные в месяцеслове;
  • л. 666 - записи писца.
Происхождение: из библиотеки Антониево-Сийского монастыря.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 8, вып. 1. С. 36-38; Викторов, № 3; Белова, Кукушкина, № 45; Бугославский Г. Рукописное евангелие 1576 года из библиотеки Сийского монастыря // АЕВ, 1903. № 22. С. 849-857; Кукушкина. С. 50.




вверх