“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
29.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


  ЕМЕЦКИЕ ПСАЛМОПЕВЦЫ


Рассказ иеромонаха Варсонофия (Чугунова) о жизни прихода в архангельской глубинке 

На пути в Сийскую обитель из столицы древнее архангелогородское селение Емецк является последней остановкой. Несколько лет назад монастырь открыл там свое подворье, окормляет которое давний друг нашей газеты, отец Варсонофий (Чугунов). Запись разговора с ним мы предлагаем сегодня нашим читателям.

• Отец Варсонофий, я прежде всего хотел бы вас расспросить об истории Емецка. Чем он славен?
Емецк старше Москвы на десять лет. Как я недавно узнал, в Смутное время его штурмовали поляки. В красивом парке на берегу Емцы стоит старинная пушка, которую случайно нашли в земле. Запнулся человек обо что-то, начали ковырять: оказалось - пушка. Правда, молодежь в нее сейчас бросает пивные бутылки да окурки - как и везде. Еще Емецк - родина Николая Рубцова, и это создает своеобразную атмосферу. Памятник ему поставили, школа в его честь названа, многие жители пишут стихи, регулярно проводятся Рубцовские чтения. Раньше мы в них участвовали, но сейчас за хлопотами как-то не успеваем. Кроме того, не сказать, что особо зовут, но, возможно, в этом и наша вина.
• Исследовал ли кто емецкую православную старину?
Краеведением охотно занимались два наших прихожанина: Алексей Фуфаев и Роман Петров. Они большие патриоты своего селения, победители исторических олимпиад. Сейчас они получают духовное образование. Роман заканчивает Свято-Тихоновский Богословский институт, а Алексей учится на третьем курсе Тульской семинарии. В окрестностях Емецка они нашли и исследовали около десяти храмов, Роман все их обмерил, чертежи сделал и сфотографировал. Некоторые из этих церквей за последние годы сгорели, так хоть что-то осталось для будущего, когда народ захочет их восстановить.
• Как образовался емецкий приход?
История вот какая. Как-то раз наш отец-настоятель архимандрит Трифон отправился в паломничество в Артемие-Веркольский монастырь. Его возрождают бывшие насельники Сийской обители - иеромонахи Иосиф и Варнава. Но занимаются при этом и Сурой, и Пинегой, и Карпогорами, основывая там подворья. Так родилась мысль и нам заняться Емецком, где есть и сельсовет, и школа, и леспромхоз, - очень нужное для нас село. Нашли там хорошее помещение под храм - здание магазина хозтоваров, прежде бывшее клубом. Отец Пахомий, тогда он был еще послушником Александром, начал это место обживать - ни света у него не было, да и еду на керосинке готовил. Потом как-то все начало образовываться. Отец Феодосии (Курицын) украсил большой красивый иконостас. Стали думать, во имя кого освятить церковь, и оказалось, что в епархии нет ни одного храма в честь преподобного Феодосия Сийского - еще одного игумена и небесного покровителя нашей обители. Его память и решено было почтить. С 99-го года начали служить в емецком храме литургию.
• Та церковь, что была в Емецке до революции, не уцелела?
Нет, стоит. Прямо напротив нашей. Огромный собор, у которого скоро юбилей, 200 лет исполняется. Там сейчас пекарня. Хозяин ее так рассуждает: людям есть где молиться, а я даю рабочие места. Глава местной администрации несколько лет начинал планерку с вопроса к хозяину пекарни: когда выедешь? Начали строить новое здание, чтобы можно было ему туда переехать, но так и не закончили, материалы все разворовали. Та же история повторилась с обустройством в другом месте.
• Как создавалась ваша община?
Поначалу было два-три человека. Потом потянулись люди, стали завязываться связи с окрестными селениями. По фотографиям, которые делаются на праздник преподобного Феодосия Сийского, можно проследить, как росло число людей, которых объединяет емецкая церковь. На одном снимке человек 30, на следующем - 50, а далее - 70.
Возродили традицию летнего крестного хода, начало которому было положено в 1672 году. Тогда выдалась очень холодная весна, появилась угроза неурожая и голода. Одному монастырскому работнику, молившемуся о заступничестве св. Антонию Сийскому, явился преподобный и повелел чтить особо среду и пятницу, всем вместе с разных приходов крестным ходом идти молиться у Святого озера (раньше оно Угловатым называлось) - здесь сам преподобный когда-то крест водрузил. Старец уверил, что Господь поможет и все образуется. Из монастыря братия ходила к тому месту на лодках по озерам и протокам до 30-х годов прошлого века. Построили здесь церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Впоследствии храм был разобран и перевезен в окрестности Емецка.
• Охотно ли емецкие жители ходят сейчас в крестный ход на Святое озеро?
В 2000 году мы отслужили литургию и пошли. В первый раз пятьдесят
человек отправилось, потом с каждым годом паломников становилось все больше. В последний раз их было около 250 человек, да примерно столько же добираются туда на машинах. Среди ходоков много местных уроженцев, паломников, которые прибывают к нам из Мирного, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга и других мест. Идти недолго - 11 километров, это два с половиной часа ходу, если быстрым шагом. Служится молебен, освящается озеро, люди воду берут, а потом и купаются. Радостная традиция.
 Что за люди у вас в общине?
Назову для примера Татьяну Николаевну Феневу. По моему мнению, она самый добрый человек в Емецке, умеет со всяким человеком поговорить, очень гостеприимная. Прежде на почте работала. К ней люди тянутся. Заходит в храм откровенный грешник, который стыдится себя, как евангельский мытарь, а тут его Татьяна Николаевна встречает. Потом многие говорят с восхищением: «Как она меня встретила!» И слово нужное подберет, и к делу какому-то приладит, кому-то икону даст протереть, кому-то - столы помочь накрыть к празднику. И, естественно, люди остаются, потому что видят - они здесь не лишние.
Среди других наших хороших прихожан назову еще семью Поповых. Муж - воспитатель детского дома, жена - терапевт. А три года назад приехал в Емецк уральский казак Сергей Дубаневич, жена у него из наших мест. Хореографию и физкультуру в школе преподает. Был он предпринимателем, потом несколько лет служил сторожем в храме, где-то в Северном Казахстане. Сейчас из монастырской пекарни развозит по магазинам хлеб. Нелегко, без выходных приходится трудиться, но закалка у него хорошая. Человек крепкой веры и скромен при этом. Любит Россию, чувствуется - казак. Когда сын родился, назвал его Назаром, и вот почему. Отец-настоятель дал ему почитать книгу «Дорога на Стамбул» - про генерала Скобелева. В ней одного из героев, казака, звали Назаром, и очень он Сергею полюбился.
 Слышал, у вас там детский дом по соседству с храмом. Окормляете?
Прежде чаще туда заходили, Господь Бог не случайно устроил нас рядом. Сейчас, правда, не всегда, к сожалению, времени не хватает, много всего навалилось. Но вот вместе с детьми на родину Есенина съездили, потом на родину отца Владимира Жохова - в Челмохту. Читатели «Веры» о батюшке, наверное, много знают, вы о нем часто пишете - по всему Северу служил, от Мурманска до Поморья, от Сыктывкара до Перми, свою родословную с 1317 года знал. Ездили мы в Челмохту на лошадях, по льду через реку перебрались. В Мирный дети ездили в учебный центр космодрома.
 Есть у вас в храме какие-то традиции, которые не везде встретишь?
Мама, когда приезжала в гости ко мне, обратила внимание: «У вас поклон делают перед Чашей». Весь приход кладет земной поклон, когда Чашу выносят, даже дети маленькие. Так, вообще-то, и положено, но не везде это соблюдается. И у нас никто из отцов этому не учил, а как-то вдруг родилось. А три года назад Псалтырь начали читать по совету отца Трифона. Вот как это делается. Собираются двадцать человек, дают по пять имен ближних в общий синодик и читают за них кафизмы. Каждый по одной прочитает, и получается, что всю Псалтырь прошли за день. И так весь Рождественский и Великий посты. Отчего так охотно люди за это берутся, отчего им это делание полюбилось? Человек переживает за своих ближних. У кого муж пьющий, у кого дочь некрещеная, или сын наркоман, или зять иноверный, так что в храме за него записки не подашь - не положено, а тут за всех можно, да к тому же всем миром - представляете, какой силы молитва идет! Конечно, в один день, и даже в год, не всякому человеку поможешь, но труд этот даром не проходит, и бесы его страшатся.
 Были уже искушения?
Перед тем как начать чтение, мы собрались обсудить, как и что делать. Меня тогда спросили - правда ли, мол, батюшка, что когда мы станем читать Псалтырь, то будут искушения? Я в ответ сказал, что да, действительно, когда человек к Богу идет, начинает молиться, случаются вражеские нападения. И что же? В тот же день две наши прихожанки сломали руки, а у одной сорвалась с цепи собака и покусала врача, так что пришлось эту собаку пристрелить. Но наметилось уже и плодоношение. У одной из наших дочь святое крещение приняла, хотя прежде сильно упиралась. Потихоньку начинает что-то сдвигаться. Но есть польза, которая уже всякому заметна - дружба, духовное единство, уверенность в ближнем, возникающие в кругу тех, кто вместе несет чужие немощи. Главная беда, которая происходит сейчас с Россией, заключается в том, что каждый сам по себе. А тут совсем иные отношения между людьми завязываются. Тяжело, конечно. Ну а кому легко? Пьянице легко? Вору легко? Или блуднику, или нечестному главе администрации - взяточнику, кому легко? Так уж лучше ради спасения души потрудиться.
 Как происходит чтение? Люди собираются вместе?
Не обязательно. Заранее нужно договориться, кто что читает, а там как придется. Читается и дома, а может кто-то читать и на работе, в свободное время, - кому где удобнее. Нет необходимости в круге двадцать человек иметь - это по числу кафизм, так удобнее всего, но могут и двенадцать человек, и шестеро. Договорятся несколько человек, начинают молиться. Иной раз кто спросит: «Что вы делаете?» - а ему в ответ: «Молюсь за своих детей». - «А можно ли к вам присоединиться?» - «Можно». Так складывается круг. В Емецке у нас уже два круга, в Хоробрице - один, и в других местах, где - круг, где - половина круга. Вот в Архангельске у нас строится храм, и там тоже будем людей собирать, по слову Божию: «Да будут все едино».

Владимир Григорян.