“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
16.12.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


Духовное образование в Архангельске, или Зачем в наше время нужны миссионеры

Сто лет назад великий христианский проповедник святитель Николай Японский горестно восклицал: «Знать, так и умру я, не дождавшись помощника и преемника. Так бедно Православие миссионерами! А инославных, Боже, какое необозримое множество их!... Должно быть, еще чрез тысячу лет и в Православной Церкви поя­вится сколько-нибудь подобной живости. А те­перь она - птица об одном крыле».

В XXI веке профессор богословия, известный православный миссионер дьякон отец Андрей Кураев с той же печалью добавил: «Тысяча лет еще не прошла. А вот спустя сто лет пришлось посылать миссионеров не в Индию и Японию, а в Россию. Впрочем, и для этого случая их нашлось явно недостаточно - немногим более четырех...»

Да, действительно, по словам Господа: «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2). А сколько русских людей увлеклись ложными сектантскими учениями потому, что, придя вначале в Православную Церковь, не смогли получить ответы на свои вопросы. И, что уж там говорить, сектанты в этом отношении гораздо активнее нас.

Массовая религиозная безграмот­ность людей, крещенных в Правосла­вии и называющих себя православны­ми, приводит к тяжелым последствиям: внутрицерковным расколам, отпадению от Церкви, смешиванию в созна­нии верующих языческих доктрин с христианскими догматами. Перело­мить ситуацию можно только путем широкого распространения духовного образования, когда основы православ­ного богословия, литургики, истории Церкви могут изучать не только буду­щие священнослужители, но и простые верующие.

Уникальным в этом отношении является Православный Свято-Тихо­новский гуманитарный университет (ПСТГУ, до 2004 г. - богословский инс­титут) - первое в России учебное заведение, дающее светское богословское образование. С 1995 г. в Архангельске действует заочное отделение ПСТГУ. О его деятельности и перспективах развития нам рассказали руководи­тель епархиального отдела образова­ния и катехизации настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), методист архан­гельского филиала ПСТГУ Людмила Коломиец и выпускник университета, епархиальный миссионер, настоятель домового храма имени святого правед­ного Иоанна Кронштадтского при По­морском государственном университе­те протоиерей Евгений Соколов.

ИСТОРИЯ

- Как создавался филиал богословского института в Архангельске?

Архимандрит Трифон: - Это нача­лось тогда, когда я уже несколько лет был настоятелем Сийского монастыря. Мы только начинали возрождать мо­настырь, храмы. Тогда в епархии остро чувствовалась необходимость разви­тия  образовательной  деятельности.

Съездив на Рождествен­ские чтения в Москву, мы увидели, что в стране идет активная де­ятельность Церкви по взаимодействию с государственной системой образования. И хотя годы были для России очень тяжелые, отрадно было видеть, что есть много людей, которые забо­тятся о молодежи, о будущем, ведут активную просветительскую деятель­ность. Так мы обрели помощников и в Москве, и здесь.

После поездки я начал вести занятия в воскресной школе для взрослых, как мы ее назвали - монастырской школе. В школе занимались 28 человек, соби­рались раз в две недели с целью снять все назревшие и злободневные воп­росы по изучению Евангелия, различ­ным церковным проблемам. Тогда уже стало понятно, что необходимо создать либо православное курсы, либо какое-то учебное заведение в Архангельске. Но собственных сил, чтобы это орга­низовать, у нас не было, поэтому мы решили найти учебное заведение, ко­торое бы стало для нас базовым.

Так произошло наше знакомство с Православным Свято-Тихоновским бо­гословским институтом (ПСТБИ, сей­час - гуманитарный университет). Они только-только из курсов переросли в институт и начали образовывать фи­лиалы в городах. Понравилось, что в ПСТБИ преподают на хорошем уровне, образование могут получать не толь­ко священнослужители, но и миряне. Благословил наше начинание Владыка Пантелеймон. В 1995 г. мы побывали у ректора богословского института протоиерея Владимира Воробьева, он одобрил организацию архангельского филиала, подсказал, что нужно сде­лать.

Так возник Центр дистанционного обучения в Архангельске. Филиалом мы называем его для краткости. Что­бы стать настоящим филиалом, нужно иметь соответствующую базу и пройти множество оформлений. Форма ЦДО позволяет нам не иметь некоторых организационных проблем. Поддержку нам вначале оказывал Поморский госу­дарственный университет - предостав­лял помещения. Сейчас занятия про­водятся в Северном государственном медицинском университете, хочу выра­зить большую благодарность ректору СГМУ Павлу Сидорову за помощь.

Людмила Коломиец: - В первый год существования филиала пришли поступать 45 человек. Как показали экзамены, среди них было много лю­дей случайных. В последующие годы такого количества абитуриентов у нас не было. Одно время поступали только 5-7 человек, это было связано с тем, что мало кто знал о существовании на­шего филиала. С тех пор, как в Архан­гельске открылись православные бого­словские курсы, абитуриентов гораздо больше. Теперь стабильно приходят поступать около 20 человек, группа в конечном итоге формируется где-то из 15 студентов.

УЧЕБА

- В чем особенность образова­тельного процесса на заочном отде­лении?

Людмила Коломиец: - Главная осо­бенность в том, что этот вуз необык­новенный, единственный в стране. Столько предметов - и все о Боге, о православной вере, и при этом сюда может поступить каждый. Главное, чтобы человек был верующий и воцерковленный, т.е мы принимаем людей только православного вероисповеда­ния. Для поступления требуется ре­комендация духовника. Переучивать инославных мы не собираемся, хотя есть желающие поступать.

Сессия в филиале проходит каж­дый месяц, приезжает преподаватель из Москвы, принимает один предмет. Такая форма обучения - изобретение ПСТГУ. Они придумали такую форму для филиалов, чтобы облегчить задачу студентам-заочникам. Они в течение месяца могут глубоко изучить предмет и хорошо к нему подготовиться. К со­жалению, мы не имеем возможности приглашать преподавателей дважды в месяц: вначале на установочные лек­ции, а лотом на консультацию. Здесь все упирается в финансовый вопрос, а преподаватели приезжать согласны.

Протоиерей Евгений Соколов: - Ко­нечно, главная особенность - в форме обучения. Здесь сессия проводится ежемесячно, в любом другом заочном институте - два раза в год. И чрез­вычайно сложно подготовить четыре-пять предметов и сдать их в течение двух-трех недель. Это поверхностные знания. В ПСТГУ совсем по-другому: вам дают контрольную или иную рабо­ту - сочинение, реферат. Вы пишете и раз в месяц или в полтора защищаете и сдаете ее. Перед началом экзамена проходят консультации - в основном преподаватель отвечает на возникшие вопросы. Что помогает при самостоятельной работе - это высокий уровень учебников, по которым готовишься. Да и сама система вопросов в контроль­ных очень грамотно составлена. Мне однажды в работе по Новому Завету попался вопрос: назовите 10 животных, которые упоминаются в Евангелии. Ни в одном учебнике ответ не найти. Я был вынужден сесть и перелистать все Евангелие. Так, чтобы ответить толь­ко на один короткий вопрос, я заново перечитал Новый Завет. Отсутствие семинаров и очных лекций компенси­руется высоким уровнем учебников и качеством контрольных.

- Учиться сложно?

Людмила Коломиец: - Учиться, ко­нечно, сложно даже людям, уже имею­щим высшее образование. Такой гра­фик выматывает студентов. К концу года чувствует большая усталость, по­тому что приходится осваивать очень большие объемы информации. Здесь, конечно, крайне важен момент, кото­рый мало понятен людям, далеким от Церкви, - это молитва. Не всем студен­там, в том числе и священнослужите­лям, учеба дается легко. Но благодаря молитвам эти трудности преодолевают­ся. У нас принято при сдаче различных экзаменов молиться определенным святым. Так, сдавая церковно-славянский язык - молимся свт. Кириллу и Мефодию, Новый Завет - Савве Ос­вященному и евангелистам, литургику - Иоанну Златоусту.

В целом наша программа повторяет программу Духовной академии, за ис­ключением некоторых предметов. Сту­денты глубоко изучают историю Русской и Вселенской Церкви, догматическое и нравственное богословие, Священное Писание, литургику, патрологию, церковно-славянский язык, преподаются и светские дисциплины. По окончании учебы выпускникам присваивается зва­ние бакалавра теологии, можно продол­жить учебу и получить зва­ния специалиста, а потом и магистра теологии. Все государственные экзамены сдаются в Москве. Всего за пять выпусков дипломы смогли получить только 16 человек, что в очередной раз подтверж­дает, что учиться у нас сложно.

- А как обстоят дела с материально-технической базой, как я понял, у филиала существуют сложности.

Архимандрит Трифон: - Все расхо­ды по содержанию нашего заочного отделения лежат на плечах Сийского монастыря. Конечно, существуют слож­ности. Нужно привлекать доброхотов, благотворителей, пока пожертвования разовые, а образование мы фактичес­ки даем бесплатно. Что касается поме­щений, дай Бог, построим Успенский храм - он станет своего рода базовым храмом, где студенты будут проходить практику, как это происходит в Моск­ве. Там существует зачет по храмовой практике. Храм должен быть объединя­ющим началом. За счет средств монас­тыря стараемся пополнять библиотеку нашего филиала. В 2005 г. приобрели около 500 экземпляров. В общей слож­ности в библиотеке сейчас 10 тысяч книг и пособий. Существует догово­ренность с Поморским университетом, их студенты могут ходить к нам в биб­лиотеку, наши - к ним.

Как студенты заочного отделе­ния проходят практику?

Архимандрит Трифон: - Этот воп­рос, к сожалению, пущен на самотек. Все это нужно серьезно продумать, а времени постоянно не хватает. Нужна и преподавательская практика в тех же школах, в летних православных лаге­рях. Монастырь и епархиальный отдел образования сейчас пытаются органи­зовывать такие лагеря. Конечно, не­обходимо собрать совещание людей, заинтересованных в том, чтобы такая практика была. Студенты должны по­нимать, что образование, которое они получают у нас, - не их личное дело, а церковное послушание, и они должны полученные знания приумножить и сто­рицей отдать Богу и Церкви.

 

ТРУДОУСТРОЙСТВО

- Куда можно пойти работать, по­лучив образование в православном университете?

Людмила Коломиец: - В нашей епархии я бы не посоветовала выпуск­нику школы поступать в наш институт. Потому что фактически никуда с нашим образованием не устроиться, разве что в воскресные школы. Но если человек не остановится на полученном дипломе, продолжит учебу дальше, перед ним раскроются новые возможности. Потом вполне можно устроиться в Поморский университет преподавателем.

Сейчас востребованы специалисты по религиозным вопросам во властных структурах. Отделение религиоведения ПГУ выпускает малограмотных спе­циалистов. В большинстве своем там учатся неверующие люди, а со стороны понять религию невозможно. Поэтому их знания о религиях поверхностны, в отличие от наших выпускников, кото­рые являются людьми верующими. В целом все, конечно, зависит от таланта человека. Священники тоже по талан­там различаются: один - исповедник, другой - проповедник. Так и здесь, кто к чему имеет склонность, там и должен применять полученные знания.

Протоиерей Евгений Соколов: - В Москве очень востребованы право­славные экскурсоводы. В паломничес­ких службах работают много выпускни­ков Свято-Тихоновского университета. Это наиболее грамотные и наиболее квалифицированные экскурсоводы. Выпускники нашего отделения также могли бы работать православными эк­скурсоводами, но они, к сожалению, у нас не востребованы. А без соответс­твующего образования бьпъ хорошим православным экскурсоводом просто невозможно.

А как нам сейчас нужны православ­ные миссионеры! Были периоды, когда Церкви надо было просто физически себя сохранить, был момент, когда Церковь должна была преодолеть оче­редную ересь, и вот сейчас после 70 лет безверия главная цель - это мис­сионерство, просвещение людей, ка­техизация верующих. У нас в епархии вся проблема упирается в средства. В нашей необъятной области для мисси­онерской поездки деньги нужны и на дорогу, и на проживание, и на учебни­ки, и на иконки, на учебные пособия и наглядную агитацию. Ничего этого нет. Западные миссионеры приезжают - у них и гуманитарная помощь, и лите­ратура, и рекламные буклеты. Мы же приезжаем только с добрым словом, но даже просто на дорогу нет денег. Если бы были средства, можно было направлять выпускников ПСТГУ в эти поездки и таким образом трудоустраи­вать. Миссионерский отдел существует только за счет храма, все деньги, кото­рые мы зарабатываем, направляем на миссионерское служение. Мне нужны работники в отделе, но я не знаю, как оплачивать их работу.

 

- Если бы в архангельских шко­лах ввели предмет «Основы право­славной культуры», то выпускники заочного отделения могли бы его

преподавать...

Людмила Коломиец: - Областной департамент образования, к сожале­нию, занимает отстраненную позицию в этом вопросе: не препятствует, но и не помогает. Все передано на усмотре­ние директоров школ, а они, как прави­ло, не решаются сами принимать реше­ния. Если департамент молчит, то и они молчат и не вводят предмет в програм­му. Хотя такие уроки есть, и учителя, которые оканчивали наш университет, вводят в своих занятиях православный компонент, рассказывая школьникам об основах веры. Необходимо, чтобы был активный диалог епархии с де­партаментом образования, потому что сами школы ничего менять не начнут.

Протоиерей Евгений Соколов: - Се­годня основы православной культуры - самый невостребованный пред­мет на территории нашей области, а выпускники ПСТГУ могли бы очень хо­рошо его преподавать. К сожалению, у департамента образования нет жела­ния как-то решить этот вопрос. Также мне кажется, что выпускники универ­ситета могут работать воспитателями или учителями в центрах реабилита­ции несовершеннолетних подростков, в детских домах, потому что вопросы веры, бытия, вопросы смысла жизни интересуют сегодня школьников на разных уровнях: и в первом классе, и в десятом. И выпускник Свято-Тихоновс­кого университета, преподавая любой гуманитарный предмет, смог бы отве­тить на эти вопросы. Но, повторяю, ни Министерство образования, ни област­ной департамент образования не хотят заниматься подобными вопросами.

ПЛАНЫ

- Каковы планы по развитию фи­лиала?

Архимандрит Трифон: - Первые на­боры у нас были наиболее дружные, потому что сформировались еще до поступления, они до сих пор нам по­могают. В последние годы чувствуется разрозненность, каждый студент сам по себе, нет сплоченности. А хотелось бы, чтоб у филиал была активная, дружная студенческая жизнь. Конечно, сложно потому, что нет общего храма да еще все заняты: у кого семья, у кого работа. Надо, чтобы студенты старших курсов проводили консультации для начинаю­щих обучение в университете. В перс­пективе можно организовать попечи­тельский совет, который будет решать все проблемы филиала, чтобы мы не бились в одиночку. Все, конечно, за­висит от помощников. Слава Богу, что благодаря филиалу появились люди, на которых можно опереться в просвети­тельской, журналистской деятельности. Ну и, конечно, в нашем деле важна мо­литва, потому все в руках Божьих.

Насонов М.

Опубликовано: Архангельский епархиальный вестник.- 2006.- № 4 (июнь).- С. 14-15.