“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
18.10.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


Засецкая М. Сергей Егоров: "Пришло время возрождать почти забытое искусство" // Архангельский епархиальный вестник.- 2006.- № 3 (апр.).- С.11.  

Для «простого смертного» иконописное искусство - тайна за семью печатями. Икона - произведение рук человеческих, способное восприни­мать высшую Божественную бла­годать, доносить ее до людей, окно в невидимый мир... Как создается она? Как сотворяются образы, че­рез которые нисходят исцеления, помощь, утешения? Об этом шла бесе­да во время недавно состоявшейся экскурсии учащихся епархиальной воскресной школы в иконописную мастерскую Антониево-Сийского монастыря.

В мире за века христианства явлены тысячи прославленных чудотворениями икон, множество мироточащих и обновляющихся образов. На Руси икона наравне с воинским стягом вдохновляла войска на ратные подви­ги. Но были в христианской истории периоды, когда иконы находились в уничижении. Времена иконоборчества в «VIII-IX веках Р. X. в Восточной Рим­ской империи, когда на священные изображения, на иконописцев и всех почитающих иконы были возведены гонения. В нашей российской истории вместе с атеистической пропагандой и уничтожением того, что связано с Православием, иконописная традиция прервалась на долгие десятилетия...

Но вот пришло время возрождать почти забытое искусство, отыскивая по крупицам знания, открывать заново секреты древних мастеров. Пятнадцать лет назад это восхождение началось в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре, когда там открылась иконописная мастерская, возглавил которую Сергей Егоров. Пришел он к иконописи, как и почти все нынешние мастера, оставив за спиной светское искусство, долгий путь живописца и членство в Союзе художников:

- Иконопись мне поначалу казалась несложным делом. Я думал, что иконы просто писать, но чем дальше работаю, тем все больше понимаю, что это такое удивительное искусство и нам до него надо еще несколь­ко поколений расти. Это соборное творчество. За все века его сущес­твования сотни художников работали над тем или иным образом, и каждый выбирает что-то лучшее, плохое от­падает, а хорошее остается, и этим иконопись прирастает. То есть опыт мастеров всех поколений необходим. Это хорошо понимаешь, знакомясь с творчеством предшественников. Создавая иконы, мы равняемся на об­разцы раннего византийского искус­ства. Постепенно нам открывались такие высокие образцы древней рос­писи Сербии ХIII—XIV веков, Византия, Константинополь - такой уровень мастерства! Московская школа - это последовательница византийской традиции.

Когда я решил, что буду заниматься иконописью, то поехал на стажировку в Москву, в центр имени Грабаря. Учился у апологета древней живописи Альберта Михайловича Овчинникова, который объехал весь мир, все древ­ние храмы своими руками пощупал, у него собрано огромное количество иконографии.

Первые три года мы не касались письма. Сидели в музеях, кальки снимали... Потом я ездил по всему Северу и собирал разноцветные камушки - минералы, которые пригодны для изготовления краски. Краски в иконе изготавливаются особым спо­собом из драгоценных камней, мине­ралов. Это имеет глубокий смысл.

Сергей Георгиевич показал ребятам, как изготавливаются из минералов краски, рассказал, как замешивается эмульсия, готовится доска для иконы, наносится левкас, золото. С большим воодушевлением поведал о невидимых тайнах иконы...

В иконописной мастерской работают три изографа. Кроме Егорова - Игорь Лапин и Тамара Трофимова. За годы творческих трудов написано около 400 икон. Первый иконостас мастера написали для Свято-Никольского храма Архангельска. Ими созданы иконы для сийских хра­мов - Трех святителей Московских и преподобного Сергия Радонежского, для храмов Холмогорского района, Тойнокурья, Ново-Голутвина женского монастыря. Сейчас мастера пишут иконы для строящегося в Архангель­ске на набережной Северной Двины Успенского храма. Сергей Егоров ра­ботает над образом святителя Нико­лая Угодника для храма Двенадцати апостолов в Холмогорах.

Побывавшие в гостях у иконописцев дети из воскресной школы ушли вдохновленными открытием неведо­мого до этого мира иконописи. Воз­можно, что среди них были и те, кто станет продолжателем соборного православного творчества.