“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
21.08.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

ФОНДА АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

С АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИЕЙ

 

Ваше Преосвященство! Дорогой Владыка Тихон!

 

Дорогие гости и участники

Седьмых Иоанновских образовательных чтений!

 

Наш Фонд Архитектурного Наследия имени прп. Андрея Рублева  ведет свою деятельность с начала 90-х годов. Она направлена на сохранение, реставрацию и воссоздание памятников древнерусской архитектуры, на возрождение древнерусского деревянного зодчества в России. Архангельская епархия – одна из тех, с кем сотрудничество Фонда  утвердилось давно и прочно. Большая роль в этом сотрудничестве принадлежит управляющему епархией владыке Тихону, который проявляет большой интерес к  Фонду и содействует его плодотворной работе на Архангельской земле.

Для меня это сотрудничество с северной епархией связано еще и с  большим личным интересом к северному деревянному храмовому зодчеству.  

 Деревянные храмы на Руси  появляются  уже в конце 1Х века: постройка в 980 году рубленного  из дуба тринадцати - купольного храма Софии Премудрости Божией в  Новгороде Великом свидетельствует о немалом опыте древних мастеров. Стремление сделать церковь «приукрашенной и преудивительной», придать ей большую высоту вело зодчих  к  поиску новых  архитектурных и конструктивных решений.

     Так, на возникновение ведущего художественного типа древнерусского деревянного зодчества - шатровой церкви – бесспорно, оказала влияние практика строительства  военно-оборонительных сооружений - сторожевых и оборонительных башен с их сурово-неприступным видом, олицетворяющим спокойствие, безопасность и независимость. Из разнообразных форм сторожевых и боевых башен: квадратных, шести – и восьмиугольных наиболее удачно отвечала  архитектурно-художественным и практическим требованиям восьмиугольная «круглая» башня. «Восьмерик» оказался закономерным итогом многовековых творческих поисков древних русских зодчих, наиболее выразительной архитектурной формой, обладавшей  скульптурной пластичностью, монументальностью и стройностью.

Самой простой и целесообразной формой покрытия восьмигранного сруба являлся шатер – сужающаяся кверху восьмигранная пирамида. В храмовом строительстве шатер завершался луковичной главкой, стоящей обычно на небольшом барабане,  и крестом. Шатер прочно утвердился в древнерусском деревянном зодчестве, воплощая в стремительном взлете  торжество и мощь.

Можно с уверенностью сказать, что этот тип храмов восходит к глубокой древности и становится классическим в   русском деревянном зодчестве.  Шатровые храмы стояли и стоят на  русской земле как стражи духовного мира, стойкости и цельности России.

  Изменения в облике деревянного храма ХVII века связано с возникновением трапезной и разработкой торжественного входа. Обогащается силуэт сооружений, создаются богатые композиции многоглавых завершений храмов. Жизнерадостность и нарядность деревянного зодчества ХVII века отличается от суровой простоты храмов более ранних  веков и является следствием глубоких изменений духовного  состояния народа.

Архитектура Севера неповторима и уникальна, как уникальна и вся поморская культура в целом. В ряду наследия русской духовной культуры Север занимает свое особое, самобытное место, особое культурное пространство. В противовес активному процессу трансформации русской культуры (под влиянием западно-европейской)  в центральной  России окраинное положение северных земель послужило сохранению традиционной культуры.  На Архангельской земле сохранилось древние храмы XVI-XVIII  веков, есть удивительный музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Карелы».  Поражают находящиеся в музее  памятники, созданные древними северными храмостроителями — Георгиевская церковь из деревни Вершина, колокольня из деревни Кулига-Дракованово. Все  они возведены без единого гвоздя, а по прочности  и через столетия ни в чем не уступают храмам, построенным по современным технологиям. Единство и многообразие шедевров деревянного храмового зодчества вдохновляют современных мастеров и позволяют изучить творческий метод древних зодчих, попытаться проникнуть в его тайны. Многовековые усилия творческого гения народа создали шедевры мирового масштаба. Они побуждают к возрождению и сохранению преемственности в деле реставрации и возведения новых храмов на северной земле.

Моя мечта – возродить северное деревянное зодчество в той полноте, какая была у древних мастеров  – объединяющей целостности без жесткой унификации и стирания этнических и территориальных, местных особенностей. Характерным принципом взаимодействия многочисленных составляющих старинных архитектурных ансамблей является «нераздельность и неслиянность», полифоничность всех его элементов. Первые непростые  шаги  в деле возрождения северного деревянного зодчества наш Фонд уже сделал: с Божией помощью возведены деревянные   храмы в Плесецке, Конецдворье, Подомо, Тойнокурье. 

Но само участие в этом процессе дает нам понять, что достойно выполнить задачу возрождения древнего мастерства можно лишь через возрождение человеческих душ каждого из тех, кто вносит самую малую лепту в это дело, через возрождение исторического сознания всего  нашего народа и лично каждого. Все мы понимаем, что возрождение храмов – это возрождение духовных традиций, веры, культуры, искусства – возрождение духовного бытия народа. Без Православия это невозможно, вот почему одной из главных, центральных задач нашего Фонда является развитие активного сотрудничество с Русской Православной Церковью.

  Важной задачей сотрудничества нашего Фонда с Архангельской епархией  является помощь в восстановлении основных святынь Севера и  среди них – Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, который в  2005 году отмечает свое 485-летие. Мне довелось вместе с владыкой Тихоном побывать на юбилейных торжествах. Я благодарен Богу, что нашему Фонду удалось в последние годы оказать существенную помощь монастырю в восстановлении его основных святынь: полностью воссоздать к 2002 году храм-колокольню трех Московских Святителей - Петра, Ионы и Алексия; внешне отреставрировать храм преп. Сергия Радонежского и начать внутренние работы в нем;  установить купола и кресты на  главном   монастырском Троицком соборе; на Благовещенском храме. Монастырь преобразился, но предстоит сделать еще немало, прежде чем он  в полноте обретет свое былое величие.

А сейчас всех нас ждет еще одно важнейшее дело — возрождение кафедрального собора города Архангельска. Святейший Патриарх Московский и всея Руси лично благословил владыку Тихона и главу администрации Архангельской области Николая Ивановича Киселева на это поистине святое дело. Необходимо не просто построить кафедральный собор, а воссоздать  храм, достойный своего предшественника – величественного Собора, известного  до революции всей России своим благолепием и красотой. Как известно, свое восхищение  архитектурой и убранством  кафедрального собора в Архангельске неоднократно выражали многие, в том числе и император Александр I.

       Сейчас мы приступили к вполне конкретным делам: разработан архитектурный эскизный проект собора; отведено прекрасное место на набережной в исторической части города; создан Попечительский совет, возглавляемый владыкой Тихоном. Но дело это,  бесспорно, – общенародное,  дело всех  тех, кто живет в этом городе, кто в нем родился,  кто надеется, что его потомки будут жить здесь. И если каждый из  нас подставит свое плечо – собор будет!

Спасибо за внимание.