“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
25.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


  Пастырское служение

святого праведного Иоанна Кронштадтского

 

Кратким рассказом невозможно передать масштаб, духовную глубину такого исключительного явления русской истории, как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Трудно выразить словами полноту благодатной жизни человеческой души с Богом. Именно полнота, избыток дарований отличают все стороны деятельности нашего земляка, названного народом «всероссийским батюшкой». Наверно не случайно в русском языке присутствует такое ласковое именование пастыря. Когда мы называем священника «батюшкой», мы ждем от него, прежде всего, отеческой заботы и любви, именно эти качества являются сущностью пастырства, или «душепопечения». Священническое служение в евангельском понимании – это готовность всецело посвятить себя спасению человеческих душ, по слову Пастыреначальника Христа: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы». В Таинстве священнического рукоположения человеку преподается дар состраждущей, возрождающей души любви. В Кронштадтском батюшке этот дар раскрылся преизбыточно.

О. Иоанн Кронштадтский являет нам тайну священства, как жизни в Боге. Читая его житие, воспоминания современников перед нами встает образ Живого Христа – точно Сам Христос, в образе русского батюшки, прошёл по Русской земле. Море чудес, десятилетиями изливалось по всему пространству России в таких размерах и формах, что уже не жития святых приходят на ум, а хождение Самого Спасителя по нашей грешной земле. Личность о. Иоанна – это ответ на вопрос является ли реальностью Святая Русь? Через святость о. Иоанна Кронштадтского Господь показал нам, что на Руси, даже накануне страшного падения вера в людях была жива.

Рассмотрим в самых общих чертах пастырское служение угодника Божия.

Студентом духовной академии, будущий священник мечтал заниматься миссионерской деятельностью среди язычников, хотел поехать в Китай. Но его судьба сложилась иначе. О. Иоанну достался крайне неблагополучный в социальном отношении приход в Кронштадте. Это было место административной высылки из столицы порочных людей. Люди эти ютились на окраинах города в землянках и лачугах, шатались по улицам, попрошайничали и пьянствовали. Кроме того в Кронштадте было много чернорабочих, работавших в порту. Чернорабочий люд этот с семьями также ютился на окраинах. Мужья пьянствовали, жены с детьми жили в беспросветной нужде, в голоде и холоде.

Здесь священник понял, что русские люди нуждаются в духовном просвещении не меньше язычников – китайцев. После рукоположения в 1855 г. о. Иоанн прослужил в Кронштадте 53 года, до конца своих дней.

Получив место священника в Андреевском соборе, о. Иоанн стал приходить к своим  убогим прихожанам: "Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем".. Являя делом свою любовь молодой священник сам ухаживал за больными, увещевал пьяниц, возвращал мужей в семью, помогал материально, раздавал все, что имел и нередко возвращался домой даже без сапог. Бедняки первыми «открыли» святость о. Иоанна, а затем его святость почувствовала вся Россия. В Кронштадтском пастыре открылся  дивный дар чудотворения. Нет возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном. В воспоминаниях современников сохранилось великое множество явлений Божией силы, действующей через смиренного пастыря. В Кронштадт, к о. Иоанну потянулись тысячи людей.

Батюшка старался ежедневно служить Божественную литургию. День его начинался в 3 утра чтением правила перед причастием. Затем, в 4 утра, батюшка служил в соборе утреню, за которой особенно любил сам читать каноны. Современники отмечали, что молитва о. Иоанна отличалась необыкновенным вдохновением. Это было не простое чтение богослужебных текстов, а живая беседа с присутствующими рядом Господом, Богородицею, святыми. С началом литургии Батюшку охватывал ликующий пророческий экстаз. По его собственным словам, именно в ежедневном приобщении Телу и Крови Христовой черпал он духовные силы и любовь, которой хватало у него на всех.

Каждый день отец Иоанн получал до 1000 писем и телеграмм, с просьбами помолиться об исцелении больных, о помощи в безысходном горе. Возле его дома пришлось открыть специальное почтовое отделение - столь велика была корреспонденция, получаемая им со всех концов света. Причем с просьбами обращались не только православные. С великим дерзновением о. Иоанн предстательствовал за всех, кто просил его молитв. Он не просил, а настойчиво требовал от Бога исполнения просьб несчастных, как-бы хватаясь за край ризы Господней, требуя милости душам, вверенным ему от Господа.

В проповедях о. Иоанн не искал эффектности, он говорил просто, но властно. Каждое слово его пронизывало душу слушателей. Он учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Собрание творений о.Иоанна составляет семь толстых томов.

На богослужения в соборе, когда служил о. Иоанн, собиралось до 7 тысяч богомольцев. Причащение, бывало, продолжалось более двух часов. Литургия редко когда заканчивалась ранее 12 часов.

Желающих исповедаться у о. Иоанна было так много, что совершить таинство традиционным способом было невозможно. Совершенно уникальным явлением в жизни Церкви были общие исповеди, которые совершал Кронштадтский пастырь.

В обычном порядке совершение таинства покаяния предполагает гласное исповедание кающимся своих согрешений пред Богом, в присутствии единственного свидетеля – священника. Когда число желающих получить от о. Иоанна разрешение грехов и приобщиться Св. Тайнам стало достигать тысяч, Батюшка стал проводить общие исповеди. Участники этих исповедей говорили, что это было нечто потрясающее, мороз пробегал по коже. Все бывшие в соборе, после проникновенной проповеди о покаянии и молитв Батюшки, совершенно открыто, не стесняясь стоящих рядом, выкрикивали свои грехи, не исключая самых ужасных, а о. Иоанн, стоя на коленях, плакал вместе со всеми.

 Огромный собор сотрясался от рыданий и стонов кающихся и вместе с этими рыданиями очищались от грехов человеческие души. После обнажения пред Богом своих духовных ран толпа замирала. Все склоняли головы, ожидая прощения и разрешения от грехов, через своего духовного отца, имеющего власть от Господа вязать и решить грехи людские. О. Иоанн, стоя на амвоне, поднимал епитрахиль и, как бы покрывая ею головы присутствовавших, читал разрешительную молитву. Однако, не всех подходивших затем для Причастия батюшка допускал. Духовным взором он видел, что происходит в тайниках человеческой души, готова она к соединению с Живым Богом, или нет.

На иконах Св. Иоанн Кронштадтский часто изображается с Чашей, как бы призывая нас к Причащению. Призыв «жить по Правде Божией и как можно чаще приступать ко Святому Причастию», действительно был его главным наставлением. Можно сказать через о. Иоанна к Русскому народу обращался Сам Господь, ведь рубеж 19-20 веков – это время глубоко укоренившегося заблуждения, что часто причащаться – грех. Во многом благодаря молитвам Иоанна Кронштадтского вернулось в нашу церковь раннехристианское понимание значимости частого причащения. Человек, не причащающийся Тела и Крови Христовой, не в силах противостоять яду греха и постепенно духовно умирает. Об этом напоминает нам, указую на Святую Чашу, Кронштадтский батюшка.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!

Познав в детские годы крайнюю бедность, О Иоанн до конца жизни благотворил нуждающимся. “Рука дающего не оскудеет”, сказал Господь. О. Иоанн поверил Христу и Христос исполнил свое обещание. Через его руки проходили миллионные пожертвования. На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение – "Дом Трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими  приютом, детским садом. О масштабах деятельности этого социального учреждения говорит хотя бы такой факт: в продолжении одного года только пенькощипальная мастерская давала работу более 20 тысячам человек. Ежегодно о. Иоанн раздавал нуждающимся свыше 100 тысяч рублей, спасая от отчаяния и нищеты сотни попавших в беду людей. На жертвуемые ему деньги строились храмы и монастыри в различных епархиях.

Свыше 30-ти лет Кронштадтский пастырь преподавал Закон Божий в городском училище и в классической гимназии. На этой стезе он явил выдающиеся качества педагога. Живые беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся.

Нам трудно представить какой славой был окружен смиренный служитель Христов. По желанию верующих о. Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. Стечение народа жаждущего получить целительное благословение определялось десятками тысяч. Во время пребывания в Харькове в июле 1890 г. о. Иоанн совершал молебен на Соборной площади, где собралось более 60.000 молящихся. Точно такие же сцены происходили и в других городах. Во время проезда о. Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени.

Сама слава о. Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким трудом. Всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу.

Много пришлось потерпеть праведнику от завистников и недоброжелателей, как из среды безбожников-либералов, так и от своих собратий-священников. С евангельской кротостью о. Иоанн переносил эти скорби.

Завершая краткий обзор деятельности о. Иоанна Кронштадтского, отметим: во всем его облике сосредоточилось все лучшее, что веками было свойственно русскому священнику. Хотя и был он «всероссийским батюшкой», но в то же время – «своим», близким, родным. Это с особенной силой почувствовалось, когда его не стало. Вот как описывает впечатление произведенное смертью о. Иоанна достаточно далекий от Церкви публицист газеты «Новое Время» М.О. Меньшиков: «Умирали Достоевский, Тургенев, Чайковский – был затронут относительно малый круг общества. Суворов, Скобелев! Круг гораздо шире – но все не то! Толстой. И с его именем не соединено таинственных заветных чувств, что связывают с «отцом Иваном» всякую деревенскую бабу, всякого пастуха, всякого каторжника в рудниках Сибири… О. Иоанн занимал более, чем кто-нибудь, психологический центр русской жизни. Только «святой» объемлет все воображение народное, всю любовь!».

Бог есть Любовь и пребывающий в Боге пребывает в любви. Жизнь и пастырские труды о. Иоанна Кронштадтского раскрывают суть такого понятия, как «обожение». Именно соединение воедино с Богом делает жизнь человека житием. О. Иоанн, шествуя путем святости, достиг своей главной цели – Царства Небесного. А нам заботливо составил «карту своего духовного маршрута». Дневники батюшки «Моя жизнь во Христе» и нам, грешным, указуют путь к святости.