“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
26.04.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


«Глобализация или домострой?»

 

Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, братья и сестра!

В старину для русских людей домостроительство общественной жизни представлялось как написание некой иконы. Считалось, что если существует Небесный Первообраз, то должен быть образ этого Первообраза на земле. Причем наши предки даже в самом славянском языке придерживались подобного иконографического восприятия жизни. Когда они говорили о Царстве Божием, они говорили: Царствие Небесное; когда говорили о царстве земном, говорили: царство Московское. Когда наши предки говорили о Воинстве Ангелов, они говорили: Воинство Небесное; когда говорили о войске царском, говорили: войско Государево. Слова внешне сходные, но в них мы видим неслиянность и нераздельность.

Поляк может себе позволить одним и тем же словом назвать и Господа (Пан Езус, т.е. Господь Иисус) и обычного человека (например, пан Сигезмунд). То же и англичанин, который словом «Лордом» обозначает и Иисуса Христоса, и английского аристократа (например, лорд Байрон). Но подобное совершенно немыслимо для православного славянина. Для нас словом Господь может именоваться только Бог, а человек, облеченный в некую власть – это всего лишь господин или государь, и то, если он осознает свою миссию по образу Небесного Первообраза. Таким образом, восприятие наших предков было достаточно иконографично.

Наши предки не делили жизнь на светскую и религиозную. Они придерживались совсем иных принципов. Для них жизнь представлялась чем-то абсолютно целым, ткань жизни не дробилась. Жизнь воспринималась именно как домостроительство, осуществление Царствия Божия «яко на Небеси, и на земли».

Лишь понимая это, мы можем правильно оценить некоторые поступки наших святых. Когда жители Новгорода решили отложиться от Московского князя Дмитрия Донского, преподобный Сергий, оставив свое уединение, приходит к новгородцам, забирает антиминсы из храмов и говорит: службы не будет, пока не признаете власть Московского князя. С точки зрения формальной логики, казалось бы, политика – это одно, а литургическая жизнь – это совсем другое. Но для преподобного Сергия попытка отложиться от Москвы выглядела как богохульство. Люди нарушают единство соборной любви народа Божия. И в этом случае как они могут причащаться, если они имеют что-то на брата своего, тем более, если их государь имеет что-то на них?

Всякий человек, который нарушал интересы государства Московского, т.е. государства православного, считался еретиком, так как вносил некий элемент ереси в этот процесс канонического написания домостроительства государства Российского по образу Царствия Небесного.

А возьмите храмы Древней Руси. Они были чем-то совсем иным, чем мы сейчас себе представляем. Отличия были весьма существенными. В частности, существовала слободская система храмов. Стрелецкая слобода имела свой стрелецкий храм, Купеческая слобода - купеческий храм и т.д. По названиям храмов в больших городах мы можем сегодня порой легко догадаться, какая здесь была слобода.

Купцы предпочитали давать своему храму название в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Вы понимаете, с чем это было связано. Купечество предполагает слишком уж заботливое отношение к доходам, и чтобы как-то духовно себя ограничить, они брали вот такие названия для храмов, чтобы подражать людям-бессребренникам. Стрелецкая слобода могла называть свой храм в честь великомученика Победоносца Георгия, Иоанна Воина и т.д.

Храм Старой Руси – это, скорее всего, был общественный дом. На клиросах хранились общественные книги, так как клирос являлся местом, где не только пели, но и хранили общественную библиотеку слободы. В древности русский храм всегда имел достаточно внушительные размеры ибо включал в себя, как правило, трапезную, для того чтобы люди во время общих праздников могли собираться в храме, как в неком общественном доме. Дома тогда были, в основном, деревянные, а храмы – каменные, и каждая семья, – как пишет известный историк Иван Забелин, – имела в подклетье церкви свой сундук, если хотите, свою такую своеобразную камеру хранения на случай от пожара. В этом сундуке лежали самые необходимые вещи каждого члена семьи.

Что еще важно отметить о жизни вокруг храма в те времена. Иван Забелин пишет, что русский человек, зайдя в храм, мог сразу же совершенно четко определить, какой сегодня день недели и месяца, какое число. Цвет имел определенное значение: если в храме доминирует зеленый цвет, значит сегодня память преподобного. Человек прикладывался к иконе, лежащей на аналое, и она тут же подсказывает, память какого преподобного сегодня празднуется.

Наши предки жили этим богослужебным кругом. Может быть, мало кто из вас знает, но так называемые утренние и вечерние молитвы появились лишь в конце XVIII – начале XIX веков. Наши благочестивые предки не знали никаких утренних и вечерних молитв. Они читали церковное богослужение. Человек мог вместе со своею семьею, если они не были сегодня в храме за богослужением, дома читать повечерие, вечерие, утреню, т.е. то, что можно читать благочестивым мирянам. В те времена люди жили этим дневным, седмичным и годичным кругом богослужения. И только с наступлением секуляризация в  качестве послабления был составлен некий канон утренних и вечерних молитв.

Итак, наши предки не дробили, не разрывали жизнь. Они ее не секуляризировали, не делили на религиозную и светскую. Они воспринимали жизнь своего народа как единое целое.

Ныне мы живем в период, когда нам навязываются идеалы глобализации. Один из идеологов современного глобализма З. Бжезинский заявил, что глобализационные мировые процессы будут осуществляться против России, за счет России и на развалинах России. И мы видим, как эта глобалистская культура все больше и больше проникает в жизнь нашего общества, разрушая наши традиционные представления о жизни как таковой.

Сторонники глобализма вообще хотят загнать Церковь в гетто, в некую резервацию. Но мы знаем, чем кончается гетто – крематорием. Сейчас Церкви говорят, что она не должна вмешиваться в не или иные сферы жизни. Но Церковь всегда живет интересами своего народа. Православие – это не совокупность знаний или представлений. Православие – это, прежде всего, образ жизни. И наши предки осознавали Православие именно как образ жизни.

Сегодня многие, особенно женщины, боятся таких слов как домострой. Им кажется, что домострой полностью закабалит их, и они окажутся в затруднительном положении.

В связи с этим я расскажу один поучительный пример из своей пастырской практики. Однажды ко мне пришла одна женщина. У нее были очень сложные отношения с мужем. Это большая многодетная семья. Она стала жаловаться, что муж приходит с работы, ложится на диван, ничего не делает, только смотрит телевизор, переключая с канала на канал. «Раньше, – она говорит, – когда был старый телевизор, он хоть подходил к нему, чтобы переключить программу. А теперь у него новый телевизор с пультом, он даже с дивана не встает. Пиво, пульт, телевизор – все. Я не знаю, что делать?».

Я посоветовал этой женщине выстраивать отношения с мужем строго по домострою. Она спросила: «А как это так?». Я сказал: «Во всем подчиняйся своему мужу, и ты увидишь, как ситуация изменится в семье». Через неделю она пришла сияющая, радостная. Я спросил: «Ну, что произошло?». Она говорит: «Прихожу домой. Мой лежит на диване. Я подхожу к нему и говорю: Отношения с тобой у меня совершенно неправильные. Меня священник, отец Олег, обличил. Он сказал, что я во всем должна тебя слушаться». Он сел на диване и говорит: «Ну, наконец-то, нормальный поп у вас появился. Так ты во всем меня будешь слушаться?». Она ответила: «Абсолютно во всем, и тогда я обрету полную, истинную свободу в духовной жизни». А как раз было время, когда жена обычно ругалась с мужем по поводу денег, которые нужно было потратить на покупку продуктов. Он ей говорит: «И сколько ты хочешь денег?». Она говорит: «Сколько дашь». Он обрадовался, дал какую-то сумму. Женщина идет в магазин, покупает то, что можно купить на эту сумму, приходит домой, готовит, зовет его за стол. Он приходит, смотрит на стол, у него глубокое разочарование: «Что ты купила?». Она говорит: «Сколько ты дал денег, столько я и смогла купить». Он хватает сумку, бежит в магазин. В этот магазин он ходил регулярно, но в другой отдел. Возвращается озадаченный, говорит жене: «Ты знаешь, так все подорожало. Надо же!». Через две недели прибегает ее муж ко мне в храм. Он говорит: «Отец Олег, я, конечно, понимаю, домострой – это хорошо, но я уже вторую работу себе ищу, а она сидит на диване, ничего не делает, смотрит на меня и ждет команд».

Женщины, поймите, что когда вы будете жить именно по библейским принципам, а не по каким-то надуманным феминистским понятиям, то ваша жизнь действительно изменится. Важно, чтобы мужчина был поставлен в семье на свое место – главы семьи и тогда он действительно станет тем, кем он должен быть.

Священное Писание, Слово Божие учит нас тому, что есть пять естественных начал, созданных Богом: это личность, семья, нация, государство и Церковь.

О создании человеческой личности в Слове Господнем сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

О создании человеческой семьи в Писании сказано: «И сказал Господь Бог: Плохо быть человеку одному. Сотворим для него помощницу соответственно ему».

О создании разных национальностей в книге Бытие сказано: «И разделил Господь языки».

О незыблемости принципов единодержавия в Священном Писании сказано: «Бога бойся, царя чти».

О создании Церкви в 16 главе Евангелия от Матфея мы находим такие слова: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

Вот пять естественных начал человеческой жизни, созданные Богом: сама человеческая личность, человеческая семья, нация, государство, Церковь.

Дьявол, не являясь творцом, всегда пытается извратить Божие творение. Как говорит апостол Павел, он берет повод от заповеди, чтобы извратить ее. И вот, по отношению к этим естественным началам жизни дьявол использует принцип плюрализма, или равнодушия.

Что такое плюрализм в жизни церковной? Это ересь.

Что такое плюрализм в жизни государственной? Это гражданская война. В Писании сказано: если царство разделится само в себе, оно не устоит.

Плюрализм в жизни национальной – это геноцид, в жизни семейной – это разврат, а в жизни личности – это шизофрения.

И когда мы с вами хотим иметь цельного человека, мы должны понять, что он воспитывается в семье, с осознанием своих национальных особенностей. Он является гражданином своего государства и принадлежит к своей Церкви.

Таким образом, семья, нация, государство, Церковь есть границы ответственности, очерченные рукою Бога для каждого из нас. Мы не выбираем для себя нацию. Промыслительно Господь дал нам такое благословение – родиться на Святой Руси. Мы не выбираем для себя религию, ибо мы имели счастье быть рожденными в православных семьях или, став взрослым, самим приобщиться к Православию.

Итак, мы должны возвращаться к цельному восприятию жизни. К такому восприятию жизни, которое было у наших предков. Вот что сказано в послании к Римлянам святого апостола Павла (12 глава, 2 стих): «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Итак, не сообразоваться с веком сим – это значит отвергать экспансию глобалистских представлений о культуре, о религии, о сексуальных отношениях и т.д. А, напротив, исповедовать те божественные принципы, которые будут охранять нас в границах Божьих заповедей. Только такое домостроительство нашей личной жизни, семейной жизни, национальной, государственной и церковной жизни может обеспечить для нас и нашей семьи, для нашего народа и нашей страны счастливое будущее.

Благодарю за внимание.