“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
27.04.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


  

СТАНОВЛЕНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ГРАДА АРХАНГЕЛЬСКА

ПОД СЕНЬЮ ЕГО ГЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ

 

Уважаемые участники и гости Чтений,

всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 

Жители Архангельска и нашей области конечно же знают, а гостям Чтений из других регионов можно сообщить радостную новость — 20 ноября накануне дня Небесного покровителя нашего города и области Архистратига Божия Михаила в нашей епархии состоится торжественная закладка фундамента Михайло-Архангельского кафедрального собора. Это станет началом восстановления исторической справедливости, актом возрождения духовно-нравственного богатства наших предков, порушенного в прошлые времена, актом восстановления преемственности поколений, прерванной годами безбожия.

«Православие и история Отечества» — такова тема нынешних Иоанновских образовательных чтений. В рамках этой темы мы вспоминаем сегодня историю главных православных святынь Архангельска. И прежде всего это кафедральный Свято-Троицкий собор, который был одной из святынь не только Севера, но и всей России.

Большинство архангелогородцев знает лишь место его расположения — в самом центре города между Набережной и Троицким проспектом почти на месте  нынешнего здания театра. По преданию, место это выбрал еще Петр I в 1702 году. А 22 сентября 1709 года преосвященнейший епископ Рафаил заложил камень в основание первого кафедрального собора града Архангельска.

Если говорить о преемственности, то собор был возведен вместо древних деревянных храмов Преображения Господня и Богоявления, построенных в 1588 и в 1664 годах.

Новый собор возводился северными мастерами под руководством мещанина Василия Лобанова, живописные работы выполнили мастера из Петербурга Семен Новоселов и Степан Курлянцев.

Строительство нижнего Богоявленского храма собора с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери было завершено в 1715 году. Верхний храм был освящен во имя Святой Троицы в 1765 году. Украшен он был пятиярусным иконостасом, иконы для которого писал Василий Холмогорец. Снаружи, над вторым этажом, были размещены две фресковые картины на библейские сюжеты: «Чудо Архистратига Михаила» и «Явление Аврааму Святой Троицы». Рядом с собором в 1773 году была воздвигнута пятиярусная колокольня.

Свято-Троицкий собор был самым высоким сооружением города. Построенный из белоснежного камня, он завораживал красотой наружных и внутренних росписей, изящным и богатым убранством. Это был величественный шедевр северных зодчих, строителей и живописцев. О нем ходила слава по всей России. Александр I, посетив Архангельский кафедральный собор 30 июля 1819 года, с удовлетворением отметил, что «собор по своему благолепию заслуживает внимания». При обозрении царских врат собора император добавил: «Я всю Россию объехал, но таких царских врат нигде не видел» (Памятная книга собора, 1824 год, лист 8).

По признанию современников, это был один из лучших соборных храмов Российской империи, что и отмечено в «Памятной книжке Архангельской губернии»: «Архангельский кафедральный каменный собор является одним из самых красивых и светлых соборов России» (Архангельск, 1913, с. 78).

За более чем двухсотлетнюю историю храма под его сводами служили многие правящие архиереи, рукополагались сотни клириков Архангельской епархии. А первым настоятелем стал протоиерей Калинник Венедиктович Золотарев.

Советская власть не пощадила великую Архангельскую святыню. Несмотря на многочисленные протесты верующих, Свято-Троицкий собор был закрыт в 1929 году, а в 1931 году взорван. Вот как описывают эти события очевидцы: «Мужиков, что полезли скидывать кресты, вороны, собравшись в единую стаю, били крыльями по лицам, выклевывали глаза; но те все равно не остановились. Собралось множество народа. При разрушении храма некоторые люди падали в обморок, в толпе рыдали, предсказывали последние дни. А пьяные дураки веселились и плясали под балалайки. Иные палили из ружей по птицам. …

[В это время] убеленный сединами священник взошел на ступени храма и громко возвестил богоотступникам: «Проклято и недостойно Неба будет то место, где вы на руинах веры и на обломках святых костей собираетесь веселиться! Только черные ангелы смерти пребудут с теми, кто толкнул людей на дерзость к порушению собора. Зло вы сейчас считаете справедливостью, а безверие – законом для жизни; но все это – лишь предлог для обмана народа. Будет вскоре нищета духа, запустение и погибель. Но восстанут истинные священные корни веры и возликует торжество правды!...». Это были последние слова, которые он успел произнести… Его избили и уволокли в ГубЧК. Участь священника была решена… Но пророческие слова еще долго переходили из уст в уста, будоража умы горожан» (газета «Архангельск» от 10 февраля 2001 г.).

В годы жесточайших гонений и притеснений Церкви Архангельская епархия вынуждена была перенести свою кафедру на окраину города — в кладбищенскую Свято-Ильинскую церковь. Этот храм был построен в 1809 году. Все годы советской власти и до настоящего времени епархии приходилось мириться с тем, что наш прекрасный город не имеет достойного кафедрального собора.

И вот теперь появилось реальная надежда, что наконец-то у нас будет новый, величественный кафедральный собор, который станет главным средоточием духовной жизни нашей Архангельской земли, центром просветительской, миссионерской и благотворительной деятельности. Место для собора выбрано согласно истории Архангельска — в центре города близ Северной Двины, на просторной площади, недалеко от морского-речного вокзала (кстати, тоже историческое место).

Совместно с областной администрацией, с главой администрации Николаем Ивановичем Киселевым решено, что собор, призванный соединить в себе прошлое, настоящее и будущее Архангельска и всего Северного края, будет носить имя небесного покровителя и заступника Архангельской земли Архангела Михаила. Это правильно. Нелегко было бы городу сохранить это святое имя, если бы не покровительство и защита самого Архистратига Божия. Ведь в те годы исконные названия многих городов запросто менялись на новые — революционные.

С какой благодарностью мы молимся сегодня Господу, что наш родной город получил такое удивительное наименование в честь Начальника Небесного воинстства, ниспровергшего самого диавола. При этом изображение победы Архистратига над нечистой силой сохранилось и в гербе Архангельской области.

И здесь уместно вспомнить еще об одной древнейшей святыне Архангельска, благодаря которой он наименован. Это Михаило-Архангельский монастырь. По некоторым источникам, он был основан в XII веке. Так считали и видные историки Н.М. Карамзин, В.В. Крестинин.

Именно вокруг монастыря во второй половине ХVI века возник наш богоспасаемый град Архангельск, получивший от святой обители свое название. По указу царя Ивана Грозного  от 1583 года вокруг монастыря была построена первая деревянная крепость для защиты от возможных нападений шведов. По поводу строительства города в царском указе особо подчеркнуто, что монастырь должен  остаться на территории крепости: «Архангельскому монастырю, церкве и кельем … быти в городе, …из города бы есте носити не велели».

А вот в отношении городских служб сказано: «службам и дворам ...быти за городом…». В Двинской же летописи говорится уже о завершении строительства городского посада: «В лето 7092-е  [от сотворения мира, а по современному летоисчислению — в 1584 г.] … воеводы  Петр Афанасьевич Нащокин да Залешанин Микифоров сын Волохов… Архангельской город деревянной поставили одним годом на Пурнаволоке … за тритцать верст от устья Двины реки. А поставили город круг Архангельского монастыря… и после того присланы на Двину приказные люди дети боярские».

Как видно из летописи, крепость, положившая начало нашему городу, была возведена в кратчайшие сроки. Почти все основные башни по углам крепости были названы в честь Архангела Михаила и главных церковных праздников: Архангельская, Воскресенская, Вознесенская, Рождественская, Спасская.

Сам посад первоначально был именован «Новым городом» или «Новыми Холмогорами», так как был приписан к Холмогорам. Однако жители вскоре стали именовать его по названию монастыря «Архангельским городом». Лишь получив административную самостоятельность, Архангельск обрел свое современное название, что указывало на его неразрывную историческую, духовную связь с монастырем и его небесным покровителем — Архангелом Михаилом.

Согласно Писцовой книге, составленной царевым писцом Мироном Вельяминовым в 1622-1624 годах, дается следующее описание Михаило-Архангельского монастыря: «В городе монастырь Архангельский, а на монастыре церковь Архистратига Михаила, деревянна…, а у той церкви два придела: мученика Христова Мины, другой придел — страстотерпцев Бориса и Глеба. На монастыре другая церковь Покрова Пресвятой Богородицы… с трапезою». И далее: «… игумен Варсонофий, 11 братских келий, а в них 44 брата и 10 служебников».

К сожалению, расположение монастыря в центре посада неблагоприятно сказалось на его дальнейшем развитии. Это заставило игумена монастыря (возможно это был преподобный Евфимий) обратиться к царю с просьбой перенести обитель за городскую черту.

На основе грамоты, полученной в 1637 г. от царя Михаила Федоровича Романова, началось сооружение монастыря на новом месте. Вначале была построена Покровская церковь, а в 1644 году возведен и собор Архангела Михаила.

Позже, к 1689 году, на месте деревянного собора был сооружен каменный, освященный 17 сентября архиепископом Афанасием (Любимовым).

К концу ХVII века численность братии достигла 83 человек. Но с середины ХVIII века монастырь, лишившись многих своих владений в результате петровских реформ, пришел в запустение. Тем не менее он не утратил своего значения — как миссионерский, духовно-просветительский и образовательный центр Архангельского края. Так, с 1771 по 1812 годы в Михаило-Архангельском монастыре располагалась Архангельская духовная семинария.

Настоятели обители архимандрит Вениамин (Смирнов) (1817-1820) и архимандрит Платон (1829-1839) внесли большой вклад в развитие миссионерской и духовно-просветительской деятельности в губернии в частности среди ненцев (самоедов) и лопарей.

При епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии (с 1891 года именовалась Церковно-археологическим комитетом Архангельской епархии) было организовано древлехранилище. В Михаило-Архангельском монастыре специально построили здание, где и разместилось епархиальное хранилище древностей. Здесь к 1917 году были собраны более 500 рукописей ХV-ХVIII веков, коллекции икон, церковной утвари и др. Благодаря этому просветительская роль монастыря вновь существенно возросла.

Первая волна жесточайших большевистских гонений обрушилась на монастырь в 1920 году, в 1923 обитель закрыли. Но храмы еще действовали. Судьба последнего настоятеля — игумена Десидерия и монастырских насельников — неизвестна. В 1925 году монастырь закрыли окончательно.

В 1930 году, несмотря на то, что монастырь являлся одним из наиболее древних городских сооружений и сыграл огромную роль в становлении и духовном развитии Архангельска и Севера, главный собор и колокольня обители были полностью разобраны. Позже исчезли и другие монастырские здания (развалины их дожили до 60-х годов прошлого века).

Монастырь по существу стерли с лица земли, не оставив от него камня на камне. Но не под силу оказалось уничтожить главное — историческую память, бережно хранимую, прежде всего в самом имени, данном северному городу.

В рамках Иоанновских чтений мы будем вспоминать многие исторические события нашей Родины, связанные с Православием, многие святыни, многие имена подвижников веры. Наш святой долг — помнить их. Мы призваны чтить их, бережно передавать последующим поколениям память о них, чтобы связь духовная не прерывалась.

Наши Чтения носят имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отрадно, что в своих усилиях по строительству нового кафедрального собора мы можем последовать примеру нашего великого земляка. Отец Иоанн жертвовал немалые суммы на благоукрашение Свято-Троицкого собора. К тому же известно, что он в 1894 году участвовал в освящении золоченого креста для центральной главы собора.

Дорогие о Господе друзья! Сердцем да услышим слова великого Российского пастыря:

«Возблагодарим Господа, что мы родились в правой вере, Церкви, и постараемся быть достойными членами ее, живя в воздержании, чистоте, смирении, повиновении, упражняясь в делах благих, особенно в делах милосердия».