“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
25.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


Воспитательный потенциал урока литературы

 

В наше время на уроках в школе очень часто отсутствует воспитательная тенденция. Как следствие этого,  является дезориентация молодого поколения. Приведу несколько примеров из итоговых сочинений этого года, которые петербургские школьники в прошедшем учебном году сдавали в формате единого государственного экзамена.

 «Я считаю, что сейчас нет абсолютно обособленного понятия «человек», а есть «человечество» как единое целое и неразделимое. Все это создала технология.

Города - это пункты, создающие из людей «человечество» с мнением коллектива, а не одного его сегмента, и люди сами добровольно тянутся в города, а значит, им это нужно.

...Слабость физическую компенсирует разум: человек не деградировал, а эволюционизировал. Навыки своих предков он вспомнит, прибавит опыт, накопленный поколениями, и без техники не обойдется». Как видим, здесь размыто понятие личности.

Еще примеры. Приводимые ниже примеры - реакция на цитату из М. Лермонтова в тексте В. Солоухина: «И в небесах я вижу Бога».

Мы живем в такое время, когда в горах, кажется, не Бог, а террористы-смертники».

Идея Бога перекрывается страхом реальным.

Еще пример:

«Солоухин использует гиперболу: «И в небесах я вижу Бога».

Бог воспринят учащимся как нечто иносказательное, некая красивая гипербола.

В школах сейчас проходит очередной этап модернизации образования. Модернизация - это обновление. В серьезном обновлении, совершенствовании школа, образование нуждаются. Однако вспомним известную поговорку: «Все по-новому да по-новому, а когда же будет по-доброму». Может быть, главной задачей модернизации образования как раз и является проблема соединения добра и красоты, пути которых разошлись в истории, и красота незаметно демонизировалась. Восстановление целостности понятия - задача идеологическая, методологическая и методическая. Комплекс этих задач мы и стараемся осуществить в серии новых учебных пособий.

Нас интересует прежде всего этическая, аксиологическая составляющая литературного образования. Цели образования,- по словам владыки Кирилла,- работа над улучшением себя и мира. В торжестве научно-технического прогресса мало кто сомневается. А духовно-нравственный?

У урока литературы удивительное свойство опосредованного влияния на сознание человека. Мы предлагаем и описываем уроки как смысловое развертывание текста. Понимаем ценность филологических знаний как результат формирования целостной картины мира. Сквозная методологическая идея наших литературных курсов - расширение горизонта христианского видения, рассмотрение проблематики произведений как некоей ценностной установки личности. Невозможно убрать из нашей словесности православное содержание, ведь это «христианнейшая литература».

Каждый год учащиеся с 5 по 9 класс изучают ее, что называется, «от Ромула до наших дней». Еще в отечественном фольклоре заложен этический канон, преумноженный позже христианскими заповедями. Важнейшими вехами на уроке литературы являются, по нашему мнению, следующие:

а) суметь обнаружить то, что непросвещенному взгляду незаметно,

увидеть это даже в известном материале;

б) суметь   (а   это   искусство!)   организовать   здоровую   полемику, допускающую    столкновение    мнений,    возможность,    общаясь,    добыть, выстрадать Правду.

Дети отлучены от системы христианских ценностей; вся же отечественная культура -  об этом. Школьный курс и призван прослеживать поступь культуры в веках, потому важно «реконструировать память веков», задуматься над вопросом, как обстоит дело не с техническим, а с духовно-нравственным прогрессом. Задуматься над высказыванием Вл. Соловьева: «Спасающийся спасется. Вот суть прогресса. Другого нет и не будет». Правильно ответить на вопрос, зачем живет человек,  - значит, приблизиться к полноте жизни.

Велика в школьной программе роль древнерусской культуры. Это примерно четыре пятых нашей литературы. Изучая почти ежегодно этот раздел, стараемся восстановить в сознании детей православную традицию. Подвести к иному, глубинному наполнению понятий: духовность, патриотизм, оптимизм, целомудрие. Древнерусская литература однопроблемна: возникнув в стенах церкви, она заботилась лишь о спасении души. Мы предусматриваем изучение литературы в типологическом плане. Типы миропонимания (языческое, средневековое, возрожденческое и др) и обусловливают типы творчества, включаются архетипические, мифологические параметры, религиозно-философское и культурно-историческое знание о мире.

Изучение историко-литературного процесса в типологическом плане позволяет говорить с детьми о типе средневекового русского человека, идеалом которого был Христос. После чтения житий святых и других произведений древнерусской литературы ребята размышляют о том, что является основанием для цельности человеческой личности.

Петровская эпоха - время, когда «культура и вера разделились, и первая вытеснила вторую на периферию сознания». Это состояние иногда называют душевной шизофренией. Это раздвоенность, когда постепенно растворяется то, что пронизывало буквально все: быт, досуг. Ведь и быт, и одежда идеологичны. 18 век - весна русского Просвещения -  демонстрирует то, что во многом возобладало традиционное сознание. Вспомним хотя бы фонвизинские афоризмы: «Ум, если он только ум, сущая безделица»; «Подлинную силу уму дает благонравие»; «Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения». Уже в 18 веке происходит преодоление языческой античной раздвоенности. Но секулярное общество ожидают все новые искушения. В литературе 19-20 веков одна из сквозных линий - споры «русских мальчиков», по-разному понимающих идею Истины, Свободы. Это не только достоевские типы. Пушкин, Жуковский, Марлинский, Шмелев, Зайцев своей жизнью и в художественном творчестве осмысляли проблему, которая интересует всякого развитого подростка: отличие свободы от волюнтаризма, имитации свободы. В спорах вокруг произведений может возникнуть понимание сущностного смысла свободы. Споры «русских мальчиков» вокруг понятий: совесть, честь, правда, любовь могут быть продолжены и за рамками обсуждаемых художественных произведений.

Чтение русской классики помогает осмыслить многие отечественные традиции. Почему, например, оказался незавершенным пушкинский роман «Дубровский», который писатель создавал наподобие Вальтера Скотта. А ведь помешала православная помещичья дочка Маша Троекурова. Сопоставим на уроке ответы двух пушкинских героинь: Маши Троекуровой и Татьяны Лариной: «Поздно, я обвенчана» и «Я другому отдана...». Та и другая героини - княгини. Стоит рассказать об особом агеологическом типе - благоверные княгини. Чистота, непорочность, верность, хранение целомудрия брака - разве это не те качества, которые исчезают в современной жизни.

Два русских писателя по-разному запечатлели «болезнь русской души». Лермонтов в «Герое нашего времени» в гордом индивидуалисте Печорине, первом антигерое нашей литературы. История Печорина показывает путь медленно творимого самоубийства. Печорин - герой любого времени, если оно отказывается от духовных основ. Название гоголевской поэмы «Мертвые души» есть диагноз русской болезни.

       Наша задача показать и трагедию XX века, запечатленную в культуре, сделать очевидным образ нового человека шариковского типа, серьезно поговорить о таком феномене как Вторая мировая война.

Насколько востребована современная литература? Есть мнение, что лучше вовсе не обращаться к ней или использовать минимально. Причины такого мнения понятны: обращение к ней часто губительно нравственно. Однако нам кажется, что важнее показать, что это именно зло и почему зло, а не действовать по принципу: «Деточка, закрой глазки». Вместе с детьми стоит обсуждать культовые журналы, песни, их суперкумиров. Важно показать их сущность. Дети могут убедиться в том, что современная массовая культура использует человека, его умственные, духовные и физические ресурсы. Подискутировать о лозунгах философии Нью Эйдж типа: «Бери от жизни все», «Будущее зависит от тебя», «Доместос - главный защитник в доме». Причины демонизации красоты, сам тип человека эвдемонической культуры должен быть осмыслен. А книжный сериал о Гарри Поттере? Почему его персонажи черпают вдохновение во зле? Почему мир маглов противопоставлен миру простых людей? Может быть, потому, что романтический герой наконец обрел однозначную личину - демоническую? Беда только в том, что мы разучились различать духов, и демоны и демончики стали абсолютно привлекательными.

Многие вопросы и жизненные проблемы осмысляются в нашем УМК. Наша цель - попробовать научить увидеть суть проблемы, почувствовать колоссальные подмены. Книга о Гарри Потере - антисказка. Ведь один из важнейших признаков сказки - положительный герой, который уничтожает зло и восстанавливает гармонию. Он терпеливый, милосердный, жалостливый - непопулярный герой нынешней популярной литературы. Но жизнь-то держится именно на таком типе людей; мир, лежащий во зле, стоит на добре. Здесь обозначается проблема личной ответственности за состояние мира. Можно напомнить о пути Гоголя, писателя и человека, от его устремленности спасать всех и вся до понимания того, что необходимо личное спасение.

Роль гуманитарных предметов в школе должна возрастать. Несмотря на явный абсурд торможения факультатива «Православная культура», можно ожидать, что это будет долгий процесс. Но ведь в школе есть предмет, цель которого - наполнить понятия историко-культурным содержанием, повлиять на духовную сущность каждого ученика. Мы видим проблему в том, чтобы создать учебные пособия, этому способствующие. Такими во многом являются уже вышедшие учебные пособия.

Из ученического эссе:

 «Не помню, где прочитала интересные слова епископа Игнатия Брянчанинова: «Острие совести очень нежно: его надо хранить и хранить. Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом...» Сегодня уже ясно: хранить совесть современный человек не умеет или не может. Но как жить без Совести? Разве человечеству в дверь стучится иная культура? Не знаю. Могу только вслед за поэтом ставить вопросы:

 

Сегодня ночью я смотрю в окно

И думаю о том, куда зашли мы?

И от чего мы больше далеки:

От православья или эллинизма?

Не ждет ли нас теперь другая эра?

И если так, то в чем наш общий долг?

И что должны мы принести ей в жертву?

                                            И. Бродский».

Белова Маргарита Григорьевна,

методист, член экспертного совета

Академии постдипломного

педагогического образования (г. Санкт-Петербург).