“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
26.06.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


  Приоритеты и перспективы развития

религиозного образования

в Архангельской епархии

в свете решений Архиерейского собора

 

В этом году Шестые Иоанновские образовательные чтения совпали с  празднованием 175-летия со дня рождения батюшки Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн Сергиев родился 1 ноября (по старому стилю — 19 октября) 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. Учился в Архангельске: сначала в духовном училище, затем — в духовной семинарии, которую закончил с отличием в  1851 году и, как лучший воспитанник, был направлен «за казенный счет» в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Вся дальнейшая жизнь отца Иоанна связана с Петербургом и Кронштадтом. Здесь он стал  священником, потом был назначен настоятелем Андреевского кафедрального собора города Кронштадта. Более 25 лет был законоучителем городского училища и мужской гимназии г. Кронштадта.

Став с годами известным пастырем, которого знала вся Россия, Батюшка никогда не забывал своей родины: постоянно приезжал в свое родное село Сура, где со временем основал на свои средства женскую монашескую обитель. И нам важно, следуя примеру отца Иоанна Кронштадтского, помнить и любить свою Родину, ее великих подвижников, прибегать к их духовной помощи и заступничеству.

Одним из таких великих наших ходатаев пред Богом и является праведный Иоанн Кронштадтский, небесный покровитель Архангельской земли. Надо отдать должное архангелогородцам, которые в последние годы немало сделали для возрождения памяти своего праведного земляка и увековечения его имени: именно ему посвящены  наши региональные образовательные чтения. Они помогают нам постоянно обращаться к духовному и педагогическому наследию отца Иоанна Кронштадтского. Как уже было отмечено, в честь Пастыря Кронштадтского  освящен домовый храм в   Поморском государственном университете и строится еще один — в райцентре Березник.

Его Преосвященство Владыка Тихон в своем выступлении уже отметил, что накануне 175-летия со дня рождения праведного Иоанна Кронштадтского во исполнение решений Иоанновских образовательных чтений и пожеланий широкой общественности одна из улиц Архангельска переименована в честь нашего великого земляка.

Эти факты свидетельствуют о серьезных изменениях в сознании людей — переходе от настороженного, а иногда и враждебного отношения к истинному почитанию отца Иоанна и любви к нашему великому земляку. Бесспорно, все  это имеет большое воспитательно-патриотическое значение. Отец Иоанн очень любил Россию, жертвовал материальные средства и отдавал все свои силы спасению души человека. Именно на примере Батюшки и других великих подвижников земли русской можно и нужно воспитывать истинных патриотов.

Вот почему отдел религиозного образования Архангельской епархии поддержал инициативу по разработке «Урока исторической памяти», посвященного жизни и деятельности праведного Иоанна Кронштадтского. Подготовлен список соответствующей литературы.  Такие уроки уже проводятся в ряде школ. Думаем, было бы целесообразно  шире распространить опыт проведения таких  уроков в школах Архангельска и области. 

В нынешнем году отдел религиозного образования Архангельской епархии отмечает свое десятилетие. За прошедшие 10 лет определились основные направления развития религиозного образования в епархии. Так, первым приоритетом для нас стало создание филиала московского Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне — Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Архангельский филиал начал действовать в 1995 году. За этот период высшее богословское образование смогли получить и священники, и миряне нашей епархии. Многие из выпускников трудятся ныне на ниве религиозного образования и духовного просвещения.

В настоящее время на пяти курсах филиала (точнее сказать — центра дистанционного обучения — ЦДО) обучается 42 студента. Надо  признаться, что порой было очень трудно: не хватало средств, иногда приходили мысли о невозможности справиться с этим делом. Ведь до сих пор у нас нет своих помещений (здесь нам помогает Северный государственный медицинский университет, за что мы благодарны ректору СГМУ Павлу Ивановичу Сидорову), нет своего институтского храма, а он нам так необходим для правильной организации воспитательного процесса и создания уклада, без чего невозможно вырастить истинных православных специалистов — миссионеров, катехизаторов, педагогов.

Более трех лет тому назад, в помощь филиалу мы открыли начальные православные богословские курсы для тех, кто желает поступить в Свято-Тихоновский гуманитарный университет — для школьных учителей, преподавателей вузов, а также для всех,  желающих познакомиться с основами православного вероучения. Наши курсы двухгодичные, в настоящее время на них занимаются около 140 человек.

Другим важным делом для нас является регулярное проведение Иоанновских образовательных чтений. И здесь нам нередко встречались столь непреодолимые сложности и трудности, из-за которых порой приходилось либо переносить, либо совсем отменять наши Чтения. Тем не менее, Чтения продолжают жить, возрастает их популярность, о чем свидетельствуют ход и итоги Шестых Иоанновских образовательных чтений.

Третьим приоритетным направлением деятельности Отдела является развитие сотрудничества с государственными органами образования, прежде всего — с областным департаментом образования, науки и высшей школы. Еще в 1995 году, 10 лет тому назад, мы заключили с ними Соглашение о сотрудничестве. Не сразу и не просто начало развиваться это сотрудничество. Нужно было растопить лед недоверия, разрушить ту стену отчужденности, которую на протяжении 70 лет возводила советская власть между Церковью и государственной системой образования. Тем не менее, с помощью Божией,  совместными усилиями нам удалось все преодолеть и выйти на современный уровень  делового партнерства.

Большим подспорьем в нашем сотрудничестве является созданный на основе Соглашения Координационный совет, состоящий из представителей государственной и церковной системы образования. Члены Совета регулярно собираются вместе, обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес в сфере образования и духовно-нравственного воспитания, принимают совместные решения.

Еще одним ключевым направлением деятельности Отдела является введение в общеобразовательные школы курса «Православная культура». На это нас нацеливает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который в своем докладе на Архиерейском Соборе вновь подчеркнул, что «остро стоит необходимость введения в светских учебных заведениях предмета «Основы православной культуры»». При этом он указал, что Церковь «рассматривает это как путь противодействия таким негативным явлениям, как наркомания, беспризорность, распространение сектантства».

В решении этой задачи в последние годы у нас наметились определенные сдвиги: в прошлом году, совместно с областным департаментом образования, удалось впервые организовать курсы по подготовке преподавателей по предмету «Основы православной культуры». В связи с этим хочется выразить благодарность областному департаменту образования за то, что нам удалось провести эти курсы на базе областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ИППК). К сожалению, в ноябре 2004 года подобные курсы фактически оказались сорванными не по нашей вине. Возможность двигаться в этом направлении  все более осложняется. 

В известной мере это объясняется определенными сложностями, которые в настоящее время возникли в отношениях между Церковью и государственной системой образования в связи с реформированием министерства образования России, сменой его руководства и новыми установками на разработку и введение в средних школах новой дисциплины «Исторические и культурные основы ведущих мировых религий».

В связи с этим Архиерейский Собор выразил вполне обоснованное опасение, «что такой предмет может превратиться в слегка обновленный вариант так называемого «научного» атеизма, ведущий к поверхностному знакомству с вопросами веры, способствующий неразличению добра и зла, порождающий безразличие и даже циничное отношение к подлинной религиозной жизни».

С этим невозможно не согласиться, особенно если учесть, что в новом учебнике религиоведения Православию будет отведен всего лишь один параграф — восьмой по счету. Это является откровенным принижением Православной веры наших отцов, которая в свое время явилась основополагающей, культурообразующей компонентой в становлении нашего государства, самосознания народа, его истории и культуры. В условиях, когда 80% населения России причисляют себя к Православию, нельзя допускать такого размывания  и откровенной подмены нашей веры, наших традиций и нашей культуры псевдоплюрализмом в религии и многобожием.

Это является прямым нарушением Конституции и других законов России, а также международных конвенций, где среди основных прав граждан указывается и на право родителей дать детям то образование, в том числе и религиозное, которое они считают необходимым и  которое является традиционным для нашего народа. Так, во второй статье Первого протокола  Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» сказано: «Никому не может быть отказано в праве на образование. При осуществлении любых функций, которые оно приняло на себя в отношении образования и обучения, государство должно уважать право родителей обеспечивать своим детям такое образование и обучение, которое соответствует их собственным религиозным и философским убеждениям» (конец цитаты). В свою очередь, в статье 17 Конституции России в связи с этим указывается, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права  и свобода человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Это право родителей закреплено и в «Законе о свободе совести и религиозных организаций» (статья 5), и в «Законе об образовании» (статья 52).

Вызывает опасение: кто будет преподавать эту дисциплину в школе?  Если кадры педагогов будут формировать из людей неверующих, то смогут ли они компетентно, полноценно преподавать такой предмет, как мировые религии?  Как смогут они это сделать, если сами ни во что не верят? Не явится ли это проявлением того же атеизма? Мы не можем согласиться с такими подходами к развитию религиозного образования в школах. Поэтому и в дальнейшем наш отдел религиозного образования будет стремиться к введению в общеобразовательные школы Архангельской области предмета «Православная культура», к чему всех нас и призывает Архиерейский Собор (подробнее смотри п. 9 Определения Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви).

В последнее время одним из новых важных направлений нашей деятельности стало курирование классов с этнокультурным православным компонентом, которые созданы на базе школы № 38 г. Архангельска.

Мы достаточно долго шли к этому важному делу и смогли приступить к нему, только когда у нас появились православные педагоги с педагогическим и богословским образованием, решившиеся взять на себя эту тяжелую ношу. От имени епархиального отдела религиозного образования мне хотелось бы выразить благодарность профессорам Поморского государственного университета, докторам филологических наук Е.Ш.Галимовой и М.Ю.Елеповой-Карушевой, которые осуществляют научное руководство, а также директору 38-й школы С.Ю.Шестаковой, педагогам школы, сотрудникам нашего отдела и всем, кто так или иначе помогает этому благому делу.

Создание этих классов в рамках общеобразовательной школы (их у нас пока два – первый и второй) представляет собой ростки  национального образования нового типа, где православная культура будет естественно и органично входить в общую систему образования, начиная с первого класса, пронизывать собой все основные школьные дисциплины. 

Как в свое время по этому поводу сказал митрополит Трифон (Туркестанов): «Религиозное образование не должно ограничиваться уроками Закона Божиего, а должно пронизывать все изучаемые в школе предметы. Конечно, это предполагает искреннюю религиозность преподавателей. Таким образом, светская школа, являясь орудием не только образования, но и воспитания, не может быть безразличной к религии. Она насаждает или религиозное или атеистическое мировоззрение» (конец цитаты). У нас в школе таким пронизывающим все дисциплины предметом может и должен стать курс «Православная культура».

В целях духовного просвещения педагогов и родителей мы по благословению Владыки учредили при епархиальном отделе образования специальный печатный орган – газету «Педагогический семинар». Она выходит с 2003 года как приложение к газете «Духовный сеятель» тиражом 5000 экземпляров. К Иоанновским образовательным чтениям вышел 5-й номер «Педагогического семинара». Мы стараемся распространять эту газету прежде всего среди школьных учителей, преподавателей вузов, работников государственной системы образования, а также  среди родителей. Отрадно, что вокруг газеты сформировался свой круг читателей. Это свидетельствует о ее популярности.

Заботясь о  духовном просвещении педагогов и содействии их воцерковлению, мы стараемся приглашать их на Международные Рождественские образовательные чтения, которые ежегодно проходят в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при участии министров культуры и образования России. При необходимости пытаемся оказывать им финансовую помощь для организации таких поездок. Судя по отзывам этих педагогов, участие в работе Международных рождественских образовательных чтений помогает им разобраться и понять смыслы образовательной деятельности Русской Православной Церкви, осознать важность и необходимость сотрудничества Церкви и государственной системы образования, а порой понять и духовные смыслы своей собственной жизни, значение Православия в жизни человека и общества в целом. Даст Бог, мы и в дальнейшем будем приглашать педагогов школ к участию в общероссийских образовательных чтениях.

В последнее время новым важным для нас направлением стала работа по изучению жизни и деятельности новомучеников Архангельской епархии. По благословению владыки Тихона была образована епархиальная комиссия по канонизации, руководство которой было возложено на меня. В состав комиссии входит более 10 человек, в том числе в качестве ведущего специалиста Светлана Викторовна Суворова и в качестве секретаря И.Ю.Шаповалова. За полтора года работы нам удалось собрать сведения о свыше 3000 священниках и верующих мирянах нашей епархии, пострадавших в годы гонения на Церковь в ХХ веке. По девяти из них документы и материалы полностью подготовлены и уже переданы в синодальную комиссию по канонизации святых. Надеемся, что в скором времени и в нашей епархии появятся день празднования собора Архангельских святых, включая новомучеников и исповедников.

В январе 2004 года в рамках ХП Международных Рождественских образовательных чтений решением общего собрания руководителей епархиальных отделов религиозного образования был создан Совет руководителей ЕОРО при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Мы принимаем посильное участие в его работе.

Перед Советом были поставлены серьезные задачи по координации деятельности епархиальных отделов образования, объединению усилия их руководителей  в решении насущных образовательных проблем, в разработке общей позиции по ключевым вопросам развития религиозного образования в епархиях РПЦ. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил деятельность Совета, в том числе регулярное проведение межъепархиальных региональных совещаний-семинаров для руководителей отделов образования.

В 2004 году нам удалось провести два таких семинара. Первый из них прошел в июне у нас в Архангельской епархии. Участники встретились с владыкой Тихоном, который благословил работу семинара. Состоялось знакомство руководителей ЕОРО с храмами и святынями Архангельской епархии. Непосредственная работа семинара проходила в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре.

Второй семинар состоялся в сентябре на древней Новгородской земле. Он также проходил в монастыре, на этот раз в обители, основанной в ХШ веке преподобным Варлаамом Хутынским и названным в честь Святого. Состоялась также встреча с правящим архиереем Новгородской епархии архиепископом Львом, знакомство с монастырями и другими святынями Епархии, совершено совместное богослужение в одном из древнейших храмов Руси – соборе Софии Премудрости Божией.

В ходе этих совещаний были разработаны первые важные документы по развитию религиозного образования в епархиях Русской Православной Церкви. Прежде всего это предложения к Архиерейскому Собору в сфере религиозного образования, о чем нас просил Святейший Патриарх, благословляя деятельность нашего Координационного Совета. Отрадно, что практически все эти предложения вошли в доклады Святейшего Патриарха и Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ архимандрита Иаонна (Экономцева). Часть из них нашла свое отражение в решениях Архиерейского Собора. В частности, в пункт 10 «Определения Собора о внутренней жизни Русской Православной Церкви» вошло наше предложение о назначении во всех благочиниях помощников благочинных по религиозному образованию, а в приходах – помощников настоятелей по религиозному образованию.

Наряду с этим, в ходе совещаний мы занимались разработкой концепции

и программы деятельности Совета руководителей ЕОРО. К настоящему времени уже определились основные цели, задачи  и направления его деятельности.

Большое внимание на этих совещаниях было уделено разработке концепции подготовки преподавателей по предмету «Основы православной культуры». К настоящему времени сформирована рабочая группа, которая приступила непосредственно к разработке этой концепции.

Таковы основные приоритеты в деятельности нашего епархиального Отдела образования, которые сложились к настоящему времени.

Архиерейский Собор поставил перед епархиальными отделами образования новые важные задачи в развитии религиозного образования в епархиях Русской Православной Церкви. Среди них:

переход к активной работе с благочиниями; создание в каждом из них должности помощника благочинного по вопросам религиозного образования;

ежегодное проведение в каждом благочинии районной конференции с участием благочинного и местной администрации, заключение между ними соглашения о сотрудничестве;

постепенное введение должности помощника настоятеля по религиозному образованию при каждом приходе;

паспортизация всех воскресных школ и т.д.

 

Все это и определяет перспективы развития деятельности нашего епархиального отдела образования на ближайшие годы.