“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
30.05.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


  Церковь, экономика и политика в современном мире

 

Ваше Преосвященство, господин губернатор,

уважаемые участники и гости конференции!

 

            Русская Православная Церковь, ее богословие призваны сыграть важную, а возможно и решающую роль в обуздании и преодолении   экологического кризиса, который вызван хищнической системой хозяйствования и безрелигиозной  экономикой общества потребления. Такая экономика навязывает всему человечеству эгоцентрические ценности безудержного стяжания и личного успеха. В такой системе ценностей главными становятся погоня за сверхприбылью и личное обогащение, достигаемое любой ценой.

 Экология и экономика – однокоренные понятия, восходящие к образу «дома». В предельном своем выражении экология как «знание о доме» и экономика как «домоуправление» причастны православному учению о Божественном Домостроительстве. По словам православного богослова Владимира Лосского «Человека Бог поставил владыкой всей землей, доверил ему «домоуправление» (экономию). И человек, будучи «экономом», должен следовать тому высшему закону Творения, который был предустановлен его Творцом».

            Святой праведный Иоанн Кронштадтский, юбилею которого посвящены нынешние чтения, писал: «... Во всем творении словесном и бессловесном, видна строгая целесообразность, точность, мерность, чистота, совершенство и чрез то достигается благобытие и целостность тварей. В человеке эти качества насаждаемы Творцом с особым преимуществом, как в разумном венце тварей, которому подчинены все видимые земные твари, и он, как разумное существо должен особенно охотно, разумно, свободно и усердно подчиниться этим законам Творца для своего благобытия; а потому, человек, будь кроток, смирен, благ, милосерд, сострадателен, послушен, воздержан, целомудрен, терпелив, предан Творцу  всем существом постоянно, всю жизнь свою».

            В этих словах  Иоанна Кронштатдтского раскрыта вся суть православной экономики, которая определяет образ хозяйственного поведения человека на Земле. Экономика, построенная по такому закону,  предполагает добровольное самоограничение человека, который должен следовать предустановленной  Творцом мере.

 Следование мере есть смирение человека, его отказ от безмерного стяжания. Отсюда вытекает и общественная соборность, в которой каждой личности отмерено свое особое место. Поэтому православная экономика  предполагает соборность  как форму хозяйственной деятельности. 

Суммируя  сказанное, можно сделать вывод, что глубинный смысл православной экономики, которая может быть воплощена в экономической стратегии современной России, предполагает хозяйственно-технологическое самоограничение, следование мере экономических интересов, обуздание хаотической и эгоистической стихии рыночной экономики. В свою очередь, соблюдение этих условий способно хоть как-то ограничить безудержную погоню за сверхприбылью и личным успехом, и сформировать в России основы соборной «симфонической» экономики,  учитывающей интересы государства и населяющих его народов, крупных корпораций и небольших предприятий, социальных групп и отдельных личностей.

                        Органичное развитие не только экономики, но и политики, государственного устроения российского общества возможно лишь на основе вечных истин и ценностей христианской веры. По словам великого русского мыслителя и патриота Ивана Ильина «Подобно всякой жизни человека и политическая жизнь нуждается в религиозном истоке и религиозном созерцании; ибо только отсюда она может получить ту верную градацию жизненных ценностей и целей, вне которой нет спасения от политического релятивизма и беспринципности, от политической пошлости и цинизма, от своекорыстных компромиссов и предательства, от мелкого политиканства и смуты. Без высшего и последнего, безусловно, руководящего смысла – государственность обречена на вырождение; но такой смысл открывает именно религия. Поэтому зажить государственностью воистину – значит зажить ею религиозно… Все это можно выразить так: в основе достойного и могучего правопорядка, достойной и могучей государственности лежит религиозное настроение, - религиозность в глубоком и подлинном смысле этого слова… Именно она делает человека способным – узреть себя и свой народ перед лицом Божиим, принять жизнь своего народа как служение Богу, и стать патриотом».

Для воплощения этих идеалов  необходимо опираться на лучшие примеры тысячелетнего опыта и традиций экономической и общественной организации российской православной цивилизации, основанной на законах меры, красоты, добра,  аскезы, нестяжания и смирения. Этот опыт во многом запечатлен в хозяйственной и социальной истории монастырского  Севера, в том числе  и в истории Соловецкого и Антониево-Сийского монастырей, в жизни северных приходов и общин, в мирском общинном самоуправлении.

Обращение к созидательному монастырскому опыту подсказывает, в частности, что те или иные планы должны строиться не на годы, а на десятилетия вперед. Тогда нам удастся избежать соблазнов быстрых побед в нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве, строительстве. Тогда мы научимся определять вектор развития и планомерно идти к поставленной цели.

Сегодня мы наблюдаем возрождение  Православной Церкви и укрепление российской государственности. Однако трезвый взгляд на эти позитивные процессы показывает, что количество серьезных проблем не уменьшается. И касается это, конечно, отнюдь не только церковной сферы. Национальная безопасность, геополитические ориентиры, бережное отношение к природным богатствам и культурному наследию – вот лишь несколько пунктирно обозначенных вопросов, от ответов на которые зависит наше будущее и будущее наших детей, судьба всей российской цивилизации. И это отнюдь не абстрактные рассуждения. Ведь мировая и, в особенности, отечественная история показывают: без глубокой убежденности в правоте и высшем предназначении своего дела люди не могут совершить ничего сколько-нибудь значительного и масштабного.

Великие деяния народов и личностей никогда не основывались на целях узких и временных.  Чтобы иметь успех на земле, нужна устремленность к Небу.

            Конечно, нам нужна объединяющая идея, которая придавала бы осмысленность поступкам. Однако такую идею нельзя изобрести искусственно. Объединяющая идея современного бытия может быть только выстрадана и выношена только соборным разумом. И без Православной Церкви  здесь не обойтись. Сугубо светская национальная идея в России не может оказаться стратегически и социально значимой. Чтобы не бояться самих раздумий на эту тему, Церкви и обществу нужно делать более смелые и решительные шаги навстречу друг другу. При этом особенно важно осмыслить, что «Православие» - это не  музейная выставка древней церковной утвари,  а образ мысли и жизни, имеющий прямое отношение к принятию экономических, политических и иных решений.

            В связи с этим, целесообразно упомянуть о созидательных процессах по возрождению православных духовных традиций в Российском Заполярье,_на территории Ненецкого Автономного Округа. К некоторым из этих процессов имеет отношение благотворительный фонд «Дети Севера», который я имею честь представлять.

            Вера без дел – мертва. По благословению правящего епископа Архангельского и Холмогорского, Преосвещенного Тихона, при его молитвенной поддержке, Господь дает нам возможность творить дела милосердия и благотворительности. Уже многое сделано. Полностью восстановлен в былом величии старинный Благовещенский храм в селе Несь. Приход Благовещенского храма находится на нашем попечении. Туда назначен постоянный священник, для общины построено здание воскресной школы с гостиницей для паломников. На далеком острове Колгуев в Баренцевом море  Владыкой Тихоном воздвигнута и освящена часовня во имя святителя Николая, которая является востребованной труждающимися в суровых условиях людьми. Для совершения под сводами часовни требоисполнений на Колгуев  командируется священник, нынешний настоятель храма в Нарьян-Маре отец Антоний Антипин.

            Оказывается активное содействие  в решении проблем православного прихода города Нарьян-Мара. Это помощь в приобретении церковной утвари и облачений, книг и журналов, милосердное попечение о настоятеле прихода и его семье, помощь в разрешении социальных проблем прихожан, проведение косметического ремонта здания молитвенного дома и многое другое. Стоит особо отметить совместный проект благотворительного фонда «Дети Севера» и  православного прихода г.Нарьян-Мар. В летние месяцы приходской священник со спутниками совершил миссионерское путешествие по  Печоре и посетил прибрежные деревни.

Доброй жатвой этого путешествия явилось множество душ, принявших таинство Святого Крещения. Намечены также  три пункта в сельской местности, где скоро будут сооружены часовни.  К сожалению, некоторые добрые начинания  встречают пока  непонимание и безразличие. Так, в силу каких-то причин, далеких от заботы о родном крае, окружная администрация и мэрия Нарьян-Мара с очевидной прохладой восприняли совместный проект  благотворительного фонда «Дети Севера» и фонда Российского архитектурного наследия имени Андрея Рублева по строительству в Нарьян-Маре Воскресной школы с домовым храмом. Не сомневаюсь, однако, что эти созидательные планы непременно воплотятся в жизнь. 

            Совершенно очевидно, что для успешного церковного созидания, которое может оказать благотворное и направляющее влияние на экономическую и социальную жизнь в округе, имеющем важное значение для динамичного развития всего российского государства, просто необходимо добровольное и сознательное объединение усилий органов государственной власти, крупных компаний, разворачивающих здесь свою  деятельность, политических партий, общественных организаций и всего сообщества.