“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
24.06.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


Прошлое, настоящее и будущее России

неразрывно связано с Церковью и с Православием

 

Уважаемые участники чтений, братья и сестры!

Отмечая 175-летие со дня рождения великого молитвенника Земли Русской, святого праведного Иоанна Кронштадтского, нельзя не коснуться темы, которая в последнее время  все больше и больше занимает общественное внимание: отношения Церкви и государства в России, тем более, что  о. Иоанн всячески ратовал за укрепление русской государственности.

Как известно, Президенту Российской Федерации В.В.Путину досталось тяжелое наследство. Утрата исконных национальных территорий, ярко выраженные сепаратистские тенденции, падение уровня жизни и численности населения, резкое понижение международного авторитета России - вот далеко не полный перечень негативных результатов преобразований последних десятилетий.

Конечно, в последние годы удалось многое изменить в лучшую сторону: укрепилась вертикаль власти, созданы условия для укрупнения административно-территориальных образований страны и, соответственно, улучшения их управления. Едва ли не впервые за последние десятилетия, государство начало уделять серьезное внимание формированию кадровой политики, введя в практику предварительный отбор лиц, претендующих на высшие должности в субъектах Российской Федерации. Эти же цели преследует и проводимая сегодня административная реформа. Президентом Российской Федерации поставлена конкретная задача неуклонно повышать уровень жизни населения и добиваться все большей ориентации внутренней политики государства на социальный нужды.

Вместе с тем, очевидно, что этих мер недостаточно, и сфера их применения пока весьма ограничена. Совершенствование системы управления регионами, повышение уровня  конкурентоспособности отечественных товаров не ведет автоматически к разрешению таких острых проблем как рост народонаселения, повышение уровня нравственности в обществе, усиление эффективности всей системы исполнительной власти. А есть и еще более важные стратегические задачи, связанные с духовным возрождением нации, тех традиционных российских ценностей, которые определяют содержание нашей национальной идеологии и национальной культуры. Отрадно, что сегодня это направление получают политическую поддержку со стороны верховной власти.

            В свое время великий русский писатель Ф.М. Достоевский подчеркивал, что только религиозная, нравственная идея созидает нацию. В свою очередь, нация создает государство как свою естественную форму политического существования. Вся истории нашего Отечества наглядно свидетельствует, что именно с религиозными нравственными идеалами неразрывны соединились сами понятия России и Православие. Понятие «русский» неразрывно слилось с понятием «православный». Для всех нас это уже давно стало естественно. Связано это с тем,  что именно Православие стало цементирующей основой возникновения вначале Руси, а затем Великой России. Как не вспомнить, что именно благодаря Церкви мы обрели свое национальное самосознание, свою национальную культуру, которую не смогли обесценить и выхолостить даже долгие страшные десятилетия антихристианской пропаганды и гонений на Церковь и верующих людей в ХХ веке.

Православие, став в X веке национальной религией тогда еще зарождавшегося древнерусского государства, в короткое время объединило множество народов и племен, создав единую русскую нацию. Основанием этого объединительного процесса, как известно, явилось не столько этническое родство, сколько принадлежность всех этих племен и народов к единой религии - Православию.

Из Византии к нам пришло не только Православие, но христианское понимание государства и верховной власти и даже Право, пронизанное человеколюбие и христианской помощью ближнему. Из Константинополя по благословению константинопольского патриарха на Руси прибыли первые епископы и митрополиты, ученые богословы, которые просвещали русский народ Православной вере. Многие из них стали не просто святителями Русской земли, но и были канонизированы как русские святые.

Православие коренным образом изменило весь быт и уклад наших прадедов. Возникли совсем иные отношения в семье. Женщина впервые стала полноправным членом семьи и общества. С появлением Православия на Руси рабство утрачивает свои наиболее неприглядные формы, ростовщичество стало осуждаться. В то же время стал высоко цениться честный труд земледельца, а почитание нищелюбие, по словам известного русского историка В.О. Ключевского, стало национальной чертой народов России.

Русского государства складывалось и развивался исключительно под благодатным влиянием Православной веры. Как писал известный ученый по истории Русской Церкви П.В. Знаменский, жизнь благочестивого русского человека вся строилась по церковному уставу: распределение времени, пища, одежда, этикет общежития, отношения между членами семейства – все носило печать Православия. «Даже внешний вид русского города и селения показывал, – отмечал он, – что религия есть господствующая сила в стране; иностранцы видели в русских городах множество богатых церквей и монастырей, слышали неумолкаемый звон колоколов; по всем улицам стояли часовни и иконы с зажженными перед ними свечами, прохожие крестились перед каждой часовней, а иные клали земные поклоны; везде можно было встретить духовенство со святой водой, крестами, иконами и пением; весьма часто совершались крестные ходы».

В эпоху разорения Руси татаро-монголами, когда десятки городов и тысячи селений были буквально стерты с лица земли, именно Церковь явилась той силой, которая позволила  русскому народу не только выстоят, но и затем, свергнув татаро-монгольское иго, приступить к формированию нового могущественного российского государства. Как не вспомнить здесь святителя Алексия, митрополита Московского, которому пришлось  не только духовно окормлять и воспитывать оставшегося без родителей  восьмилетнего благоверного князя Дмитрия Донского, но по существу и управлять государством.. А возьмите преподобного Сергия Радонежского, который внес огромный вклад не только в примирение и объединение русских князей, но в освобождении Руси от ига татаро-монгол,  благословив великого князя Московского и все его воинство на жестокую битву во имя национальной независимости России.

По существу нашей Церкви мы обязаны спасением в страшные годы Смутного времени, когда войны, голод и нашествие поляков буквально разорили русское государство. Как не вспомнить  святого патриарха Московского и Всея Руси Гермогена, который своим мученическим подвигом вдохновил русский народ на освобождение Москвы и России от  иноземцев. Свято-Троицкая Сергиева лавра в то время явила собой поистинне образец народного сопротивления, выдержав своими силами многомесячную осаду поляков. По сути, все монастыри в ту эпоху выполняли  важную роль оборонительных рубежей на границах Москвы и Российского государства. Многие из них и строились именно с этой целью.

И в последующие столетия  Церковь неизменно играла роль организующей силы, своим духом и словом в трудную годину поднимая на борьбу с иноземными захватчиками народы России.

Не случайно, в годы Великой Отечественной войны, после долгих лет кровавых гонений, когда Россия вновь оказалась на грани гибели, верховная власть, ища почву для организации общенародного сопротивления, вновь обратилась не только к почти уже забытым имена великих русских полководцев, в том числе святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, но и к помощи Церкви, создав благоприятные условия для ее возрождения. И только после этого в Отечественный войне наступил коренной перелом, а затем пришла и долгожданная Победа, 60-летие которой вся страна будет скоро торжественно отмечать.

Короче говоря, вся истории Российского государства наглядно свидетельствует, что Церковь выступала как могущественная опора национального и государственного объединения наших народов, а в критические моменты главный, а порой и единственным оплотом спасения России. Вся наша истории наглядно показывает, что только благодаря Православию в России на протяжении многих веков могло мирно существовать содружество наций и различных религиозных конфессий.

Однако, не только прошлое, но и настоящее нашей Родины связано с Церковью и с Православием. Более того, все наши надежды на будущее будут обоснованными только в том случае, если Православие останется нашей национальной религией, если мы вернемся к нашим истокам и к нашей исконной культуре.

Русская Православная Церковь  - «столп и утверждение истины», хранительница Слова Божьего и истинного Православия. Являсь величайшей сокровищницей духовного наследия, она и сеголня способна активно нести Слово Божие всем, кто готов к его восприятию.

Говоря о современном этапе развития нашей страны, мы должны не только уметь грамотно хозяйствовать и накапливать материальные блага. Необходимо понять, для чего мы это делаем, и на чем следует концентрировать наши главные усилия. Именно отсутствие идеи, способной объединить нацию, указать ей путь развития является сегодня, на мой взгляд, камнем преткновения, той главной причиной, не позволяющей нам встать на ноги, и возродить былую честь и славу России, ее былое могущество.

При разработке национальной доктрины очень важно опираться на «Социальную концепцию Русской Православной Церкви», этот фундаментальный и уникальный в истории всех христианских церквей документ, в котором содержатся ответы почти на все главные духовные и социальные проблемы современной жизни нашего общества, предлагаются пути и способы их решения.

Каким же образом в настоящее время должны развиваться взаимоотношения Церкви и государства? В первую очередь, конечно, государство должно не только провозглашать, но и на деле законодательно подтвердить тезис о преобладающем значении Православия для нашего государства. Во-вторых, необходимо обеспечить выполнение решения вопроса об имущественных правах Церкви, и его защита со стороны государственной власти. В-третьих, настаивать на включении занятий по Православной культуре в число обязательных школьных дисциплин наряду с историей религии. Не секрет, что на сегодняшний день в специализированных школах, созданных представителями иных конфессий, активно ведется проповедь ислама, иудаизма и т.п. Почему же для Православия двери наши школ остаются закрытыми, хотя подавляющая часть населения относит себя к разряду православных.

Иными словами, государство должно всячески помогать Церкви осуществлять свою священную миссию на земле, быть ее защитником и хранителем.

Но и священноначалие, клирики и церковнослужители должны соответствовать своему высокому призванию быть «пастырями стада Христова». Конечно, Церковь как Тело Христово, по своей природе не имеет греха. Но как земная организация, состоящая из людей, она нуждается в безусловном соблюдении некоторых условий, при отсутствии которых могут возникнуть некоторые негативные тенденции. Отрадно, что на последнем Архиерейском соборе было принято решение о церковном суде, который, бесспорно, будет содействовать восстановлению канонической церковной дисциплине среди клира.

Весьма актуальной остается вопрос  материального обеспечения церковных приходов. Но кое-где этому вопросу начинают уделять слишком большое внимания, при этом порой недостаточно контролируя, как и на что расходуются полученные средства.

В заключении мне хотелось бы привести слова замечательного русского публициста и гражданина Л.А. Тихомирова, который писал: «Жить по-русски, жить по-православному – тяжкий подвиг. «Нравственность христианина, - писал некогда, – зависит не от страха закона и даже не от общественного порицания. В основе христианин стремится к нравственному богоподобию, имея живым идеалом Христа, а способы и правила в достижении этого идеала – в учении и руководстве Церкви. Его задачи жизни не исчерпываются в земном существовании и здесь не осуществимы полностью. Мир для него лишь арена борьбы за свой нравственный тип и за приобщение к нему возможно большего числа других людей — это и есть христианское «спасение». Христианин хорошо знает, что достижение правды здесь возможно лишь относительно. Поэтому ломать законы социальной жизни он не станет. Улучшать же общественную жизнь христианин всегда готов – по своей обязанности и личной потребности поддерживать и умножать господство правды». А такое «умножение господства правды», возможно только в том случае, когда Церковь и государство объединят свои усилия, когда все мы вместе: миряне, клирики и власти будем служить одной цели и каждый нести свой крест служения Христу, а, следовательно, и России.