“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
25.09.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


Пащенко, Е. В. Новый архангельский Патерик : очерки о церков. подвижниках Арханг. обл. 14–20 вв.— Архангельск: АГМА., 2001.— 157 с.: ил.— Из содерж.: Преподобный Антоний Сийский.— С. 49–52. 

 

Преподобный Антоний основатель Свято-Троицкого Сийского монастыря, родился недалеко от г. Архангельска, в селе Кехта, в крестьянской семье. В 1999 т. в этом селе в память об этом был установлен крест.

Отца преподобного Антония звали Никифором. и он был выходцем из Новгорода. Никифор и его жена Агафья долго не имели детей. После многих молитв к Богу, у них родился сын, которого они назвали Андреем. Впоследствии у Никифора и Агафьи были и другие дети- сыновья и дочери. Но «первенец превосходил их всех благообразием, отчего и любим был родителями своими больше других детей». С раннего детства он отличался от сверстников «тихим, кротким и незлобивым» нравом, а также тем почтением, которое он оказывал своим родителям

В семилетнем возрасте Андрей выучился грамоте я иконописи. Помогал родителям по хозяйству. Когда ему исполнилось 25 лет, отец и мать его скончались, поручив детей попечению Господа и    Пресвятой Богородицы.

Осиротевший Андрей ушел в Новгород, где в течение пяти лет служил у одного боярина. Образ жизни, который он вел, был полумонашеским. Андрей часто посещал церковь, подавал милостыню бедным. Был скромным, приветливым и вежливым в обращении, за что пользовался уважением и любовью у своего хозяина и его домочадцев.

Боярин, у которого служил Андрей, так полюбил его. что выдал за него замуж свою дочь. Однако спустя год та умерла. Вслед за ней скончался и сам старый боярин. Эта цепь утрат окончательно обратила мысли Андрея к Богу. В Каргопольском краю, на реке Кене, в пустыни преподобного Пахомия, Андрей принял монашеский постриг с именем Антония. В это время ему было 30 лет.

Преподобный Пахомий сделал молодого монаха Антония своим учеником. И Антоний оказался достойным своего наставника. В его житии рассказывается, что Антоний постоянно пребывал в посте и молитве. Трижды в неделю прочитывал всю Псалтирь. На сон уделял всего несколько часов. Ел раз в два дня, да и то понемногу. Неся послушание в поварне, сам носил воду и рубил дрова. А. приготовляя пищу, глядя на полыхающий в печи огонь, вспоминал об уготованном грешникам адском огне, проливая потоки слез. Он первым приходил в церковь на Богослужение, и внимательно выслушивал все, что читалось и пелось там. Храм покидал последним. Отличался необыкновенным смирением, так что если встречался с кем- либо из братии, первым кланялся ему до земли и брал благословение.

Спустя год, по желанию игумена и братии, монах Антоний стал священником. Однако своего подвижнического образа жизни не изменил. Он усердно трудился на тяжелых монастырских послушаниях- валил деревья, корчевал пни. работал в огороде. Особенно же любил ухаживать за больными в монастырской богадельне, на деле исполняя Христову заповедь о любви к ближнему (35. 7). Ночи проводил в молитве. Благодаря своей значительной физической силе Антоний «трудился за двоих или даже за троих, прилежа более всего к земным трудам». За это игумен и братия хвалили и почитали преподобного Антония. Но его тяготила слава от людей. Кроме того, он стремился к более суровому подвигу- пустынножительству.

С благословения игумена Пахомия, Антоний с двумя иноками - Иоакимом и Александром, отправился в лесные дебри на поиски места, где бы можно было поселиться. Сперва они обосновались на реке Емце, близ деревни Скроботово. Построили там кельи, и даже деревянный храм в честь Святителя Николая. Однако, после семи лет жизни на этом месте они были изгнаны оттуда местными жителями, которые заподозрили, что монахи хотят захватить их земли. Но эта людская несправедливость не смутила преподобного Антония. Он верил, что Бог не оставит их в беде и непременно поможет. Так и случилось. Встретившийся изгнанникам рыбак Самуил показал им чудесное место на берегу Михайловского озера, окруженное непроходимыми лесами. Причем еще до прихода туда монахов местные жители видели там то чернецов, рубящих лес, то слышали колокольный звон и пение незримого хора. Как видно, Божия воля была на то, чтобы в этом месте стоял монастырь. И вот в этом месте, определенном Господом для иноческого житья, и поселился преподобный Антоний с семью учениками. Первый деревянный храм, поставленный ими, был посвящен Пресвятой Троице. Так более 4 столетий назад, в 1520 году, в правление великого князя Василия Третьего, был основан Свято- Троицкий Сийский монастырь.

Нелегким было становление Сийской обители. Место, где поселился преподобный Антоний, было диким и удаленным от людей. Его окружали болота и дремучие леса, где водились хищные звери. Не раз братия, терпя недостаток в самом насущном, уже готова была разойтись. Но, по молитвам святого Антония, Бог неожиданно посылал необходимое для монастыря.

Однажды на монастырь, в надежде на поживу, решили напасть разбойники. Но Бог помешал им- вокруг монастыря они увидели множество вооруженных людей, Поэтому напасть на обитель не решились. А когда их атаман узнал от священника из села Сии, что в монастыре нет никакой охраны, он понял, что Сам Господь защищает иноков. Устрашенный случившимся, злодей пришел в монастырь и со слезами просил прощения у преподобного Антония. «Наставил его преподобный и отпустил с миром, а сам возблагодарил Бога, в тайне совершающего чудеса для избавления рабов Своих»

Главной святыней Сийского монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием. Другие, правда, утверждают, что преподобный Антоний только помогал иконописцу, потому что всех тонкостей иконописного искусства он не знал. Эта икона прославилась чудотворениями. От нее прозревали слепые, изгонялись из одержимых людей бесы. Однажды, по недосмотру, деревянный Троицкий храм сгорел. Но находившаяся в нем чудотворная икона была найдена неповрежденной .

Преподобный Антоний умер в глубокой старости. Произошло это в царствование Ивана Грозного, 7 декабря (по новому стилю- 20 декабря ) 1556 года. Из 79 лет своей жизни почти 37 он провел в созданной им обители, периодически покидая ее для уединенного жительства. Перед своей кончиной преподобный Антоний поручил Свято-Троицкий монастырь покровительству Господа, Матери Божией, а также Преподобного Сергия Радонежского, которого особенно почитал. Предсмертной просьбой его было завещание братии не оставлять дел милосердия- «нищих кормите и поите досыта и милостыню давайте, дабы не оскудело место сие»

О том, каких духовных высот достиг преподобный Антоний, яснее всего говорят сохранившиеся до нашего времени его поучения некоему иноку Филофею.

Инок этот был еще совсем юным. Известно, что возраст этот «во все времена отличался мечтательностью, восторженностью, романтизмом. Большинство в этот период не желает думать о скучной трудовой деятельности, о бытовых заботах, но жаждет самой красочной и необычной судьбы. Это возраст, когда человек имеет в себе много энергии и горячности»

Именно поэтому один из современных аскетических писателей, архимандрит Лазарь (Абашидзе), предупреждает, что в связи с этим «надо с большой осторожностью относиться к желанию юных идти в монашество». Ведь не исключено, что впоследствии они могут разочароваться в избранном пути. А монашеские обеты, как известно, даются навсегда...

Возможно, что и Филофей пришел в Сийский монастырь, руководствуясь как раз такой скороспелой юношеской горячностью, а позднее « охладел» к иноческой жизни. В результате, впав в « уныние», юноша решил уйти « из монастыря в край чужой, жениться и в миру жить». О своем решении он не говорил никому. Но, к изумлению Филофея, преподобный Антоний, обладавший даром прозорливости, сам открыл иноку его тайное желание. Но не стал укорять и стыдить юношу, чтобы тем самым не усугубить его внутренний разлад. А дал ему несколько полезных советов на будущее, с помощью которых Филофей смог бы впредь побеждать внушаемые демонами помыслы.

Вот чему учил он Филофея: « Чадо, имей страх Божий в сердце своем и Богу часто молись по силе своей. Учись рукоделию, постоянно делая что-нибудь руками своим, чтобы в уныние не впасть. Имей, чадо, смирение, ко всей братии послушание и покорность. Бойся сребролюбия, чтобы не впасть в напасть. Раз оставил ты мир, то не возвращайся туда, не твори мирского ничего. Сказал Господь: «Никто, возложив руку свою на плуг и назад глядя, не попадет в Царствие Небесное». Если умер ты для мира, то снова в миру не живи, но для Христа живи. К Нему же ты пришел ты сюда и обет свой мпред Ним положил. Твори правду во всем, неправду же возненавидь. Без покаяния никогда не пребывай. Всякую скорбь терпи с благодарностью, ибо без скорби нельзя спастись»  Необходимы нам терпение и молитва, да привлечем милость Божию упорством нашим». Последовав этим советам, Филофей снова обрел душевный мир и спокойствие.

Первое житие преподобного Антония Сийского было написано спустя 21 год после его преставления по благословению игумена Гермогена иеромонахом Ионой. Другое житие принадлежало перу царевича Ивана- сына Ивана Грозного. А в 1579 году состоялось причисление преподобного Антония Сийского к лику святых. Память его совершается по старому стилю 7 декабря (по новому стилю- 20 декабря). В этот день в Свято- Троицкий монастырь (он был возвращен Церкви в 1991 году, спустя 70 лет после своего закрытия в 1921 г.) стекаются многочисленные паломники. Там, в Свято-Троицком соборе почивают мощи преподобного Антония, Сийского, основателя этой древней обители.