“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
25.03.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


 

 Кукушкина, М.В. Описи книг XVI–XVII вв. библиотеки Антониево-Сийского монастыря // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР / под ред. А. И. Копанева.— М.; Л., 1966.— С. 122–142.

 

Более полу столетия тому назад академик Н. К. Николь­ский, намечая ближайшие задачи изучения древнерусской книжности, писал, что необходимо «собрать и издать старинные описи церквей, мо­настырей их библиотек и архивов».[1] «Путем сопоставления старинных описей с наличными рукописями, — писал Н. К. Никольский, — следует затем восстановить историю отдельных местных библиотек и последова­тельное осложнение их состава новыми текстами и списками».[2]

Таким образом, по мнению Н. К. Никольского, описи помогли бы нам изучить, с одной стороны, постановку библиотечного дела в древней Руси, с другой — получить сведения о деятельности основных центров русского просвещения, а по возможности и пополнить наши знания по рукописной книжности.

Однако осуществление справедливых предложений Никольского шло в замедленном темпе, как до революции, так и в послереволюционное время. Научного издания книжных описей после опубликования самим Никольским в 1897 г. описи старейшей библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря[3] не было. Правда, описи монастырских библиотек, опуб­ликованные еще в XIX в. частично или существующие в рукописном виде, исследователями привлекались. Так, в 1924 г. Н. Н. Зарубин в «Очерке по истории библиотечного дела в древней Руси»[4]  использовал до 80 описей древнерусских библиотек. В том же году В. Н. Перетц пы­тался разрешить спорные вопросы истории древнерусской литературы, исследовав 10 описей небольших северных монастырей.[5]

В настоящем издании мы публикуем две описи XVI и XVII вв. книг библиотеки Антониево-Сийского монастыря, которые ранее не были из­вестны исследователям.[6] Антониево-Сийский монастырь был создан срав­нительно поздно, в 1520 г. В момент смерти его основателя игумена Ан­тония, по его духовному завещанию, в монастыре значилось 66 книг. Из них 40 книг было чисто богослужебных, 26 — богословско-нравоучительная литература широкого религиозного аспекта. Опись книг, включенная в духовное завещание Антония 1566 г., представляет собой краткий пере­чень названий книг, имеющихся «на соборе и в казне».[7] В этом перечне нет сведений ни о размере книги, ни о материале, который для нее ис­пользован. Изредка имеется лишь упоминание о ветхости книги. В одном случае отмечен переплет рукописи: «Псалмы крашениною поволочены»).

В 1593 г. в Антониево-Сийском монастыре произошел пожар и сгорело много монастырского имущества, в том числе книг. Сохранилась опись шести сгоревших книг, поступивших от игумена Питирима: это Еванге­лие, в десть, «поволочено бархатом и золотом, а в нем заставицы и г, строчки слова начальные писаны красками по золоту по сусальному, а верхняя доска обложена серебром басменым ... данье селянина Кома­рова да книги же: Апостол тетр, Иван Лествечник, Симеон Дивногорец, Минея июльская, богородичник — все в полдесть».[8]

В 1597 г. по грамоте царя Федора Ивановича в связи с передачей Антониево-Сийского монастыря в введение нового игумена Ионы в мона­стыре была произведена инвентарная опись всего монастырского иму­щества, включая книги. Опись книг, которую мы ниже публикуем пер­вой, является, таким образом, составной частью Отписной книги Анто­ниево-Сийского монастыря 1597 г. В целом Отписная книга монастыря занимает первую часть сборной рукописи Библиотеки Академии наук, хранящейся ныне в Архангельском собрании под шифром Арханг, Д.375.[9] Книги в ней описаны на листах 23—30 об., и опись заверена книгохранителем старцем Ефремом. Всего в описи описана 181 книга, из которых 168 рукописных, а 13 печатных. Книги описаны по трем основ­ным разделам. Первый включает 16 книг: 15 рукописных и 1 печатную. Эти книги, поступившие в библиотеку монастыря от царя и других вы­сокопоставленных и знатных лиц, хранились особо бережно и, видимо, поэтому выделены при описании в особый раздел. В описи названы 3 рукописные книги, подаренные в монастырь Иваном Грозным, 5 книг «данья» Филофея, «владыки рязанского»,[10] 6 книг подарены боярыней Воейковой с детьми и, наконец, две книги думного дьяка Андрея Щелка-лова. Второй раздел описи составляют «старые монастырские книги», ко­торых всего 128 — 120 рукописных и 8 печатных. Половина этих книг вхо­дила в первоначальный состав Библиотеки игумена Антония, остальные поступили позднее, но до пожара в 1593 г., и, по всей вероятности, были внесены в более ранние инвентарные книги, откуда их и переписали. Среди этих книг имеются рукописи «данья» селян Комаровых, «владыки Феодосия рязанского»,[11] ризничего суздальского архиепископа Иова, старца Макария, старца Ионы, ризничего митрополита ростовского.

Наконец, в последний раздел описи включено то, что «вново прибыло перед старыми книгами» и впервые инвентаризировалось [12] после пожара 1593 г. А поступило всего за 4 года 34 рукописи и 4 печатные книги. Из жертвователей этих книг в монастырь в описи упомянуты лица самые разные по положению: дядька царя Федора Ивановича, Андрей Петро­вич Клешнин, священноинок Варсонофий Воробей, игумен Сийского мо­настыря Питирим, игумен Богословского монастыря Даниил, писец Ефрем Холмогорец, а также старец Макарий, ризничий вологодского архиепископа.

Упоминание в описи имен дарителей является одним из важных и существенных элементов, определявших с внешней стороны книгу и уточнявших ее описание. Как правило, дарители делали на книгах вкладные записи, по которым легко можно отождествить книгу с ее опи­санием. Ряд книг имеет еще более краткое описание, ибо нередко имя дарителя становилось нарицательным для книги, которую он вложил в монастырь на помин своей души. Так, среди старых монастырских книг имеются псалтыри: Тихоновская, Геласинская, Варлаамовская, Мака-ринская. На одной из псалтырей Сийского собрания, находящейся в БАН, имеется такая запись: «Сию книгу псалтырь следованием дал в дом живоначальныя и неразделимыя троицы старец Савастиан — ста­рый Васьян».[13] Составной частью описания книги в описи 1597 г. яв­ляется указание на ее размер при переплетении в зависимости от сгиба листа бумаги в десть, полдесть,[14] четверть.

Если книга печатная, в описи оговаривается, какая именно печать — московская или литовская. В частности, в библиотеке Антониево-Сийского монастыря в XVI в. имелось два экземпляра печатной Библии, ка­ковой могло быть только острожское издание Библии Ивана Федорова.

В большинстве случаев, если книга не имеет других отличающих ее особенностей, составитель описи сравнительно подробно характеризовал ее переплет. Например, «поволочены кожею», «плетен в затылок», «пере­плетена в пятку», «поволочены все три книги кожею красною в застежки и со влагалищи» или «волочены кожею красною, верхние цки золотом навожены». Иногда составитель описи отличал украшения в тексте, в особенности если для этого употреблялось золото, такими словами: «Строка начальная писана золотом» и т. д.

Вторая опись, которую мы ниже публикуем, дает нам состав библио­теки Антониево-Сийского монастыря к 1692 г., т. е. почти через столе­тие. Эта опись, так же как и опись 1597 г., является составной частью Переписной книги Антониево-Сийского монастыря, находящейся ныне в Архангельском собрании под шифром Арханг. Д.387.[15] Опись со­ставлена дьяком Данилой Лебедевым, заверена келарем монастыря иеродиаконом Питиримом, описание книг в ней находится на лл. 75— 106 рукописи. Всего в описи названо 692 книги — 359 рукописных и 333 печатных. Описание книг производилось по месту их хранения или быв­шей принадлежности, а внутри этих рубрик по названиям. Первый раз­дел описи «Описание книг в церквах святых и в книгохранильнице» со­держит описание 328 рукописных и 292 печатных книг. Опись начина­ется с евангелий, затем идут толкования на них, книги благовестники, беседы евангельские, апостолы, псалтыри, уставы церковные, октоихи, минеи, трефолоии, триоди, прологи, часословы, требники, служебники, кормчий, номоканоны, правила, библии, соборники, книги обеды и вечери, апокалипсисы, книги четьи сборные, святцы, канонники, ирмологии, пе­реводы знамянные. Среди этой основной группы книг наибольший ин­терес представляли книги подраздела «четьи зборные», служившие для келейного чтения живущих в монастыре. В этот подраздел описи входит 177 рукописных и 89 печатных книг. По содержанию это главным образом богословско-нравоучительная и светская литература (исторические хро­ники, жития, юридические памятники: судебники, стоглавы, правила, уставы, и, наконец, учебники по арифметике «цифирь письмянная», грамматики, лексиконы, алфавиты).

Третий раздел описи составляют «Осталые книги того же Сийского монастыря от бывшаго игумена Феодосия». Всего 51 книга — 29 печат­ных и 22 рукописных. Книги поступили в библиотеку монастыря после смерти игумена Феодосия в 1687 г. и по своему составу, по всей вероят­ности, представляют собой типичное собрание келейного круга чтения образованного человека. Наряду с духовно-назидательной и богослужеб­ной литературой в собрании книг игумена Феодосия имеется некоторое количество книг светского содержания. Известно, что Феодосии сам при­нимал участие в писании книг, и в этом отношении ценно, что в описи имеется такая запись: «Две книги ево игуменского письма Октаи осми гласов да выборным святым каноны».

Следующий раздел описи составляют 11 книг, «осталых от старца Иосифа Казанца», затем в описи идет весьма любопытное описание книжной снасти, необходимой для переплета рукописи, и завершается опись описанием книг в ризнице, которых всего было 6 печатных и 3 рукописные. В целом опись 1692 г. по сравнению с описью 1597 г. по­казывает рост монастырской библиотеки за 100 лет. За это время биб­лиотека, пополнилась книгами в количестве, увеличившем число рукопи­сей в 3 раза, а книг в 25 раз.

Значительное пополнение библиотеки печатными книгами объясня­ется дальнейшим развитием книгопечатания в России и ростом книжной продукции в XVII в., причем преимущественно богослужебной. Вместе с тем евангелие - состава монастырской библиотеки за XVI и XVII вв. показывает, что наряду с общим ростом печатных книг библиотека Антониево-Сийского монастыря пополнялась наиболее активно литературой келейного круга чтения, что свидетельствовало о росте потребности в по­знавательном чтении среди грамотной части населения, о постепенном по­вышении его культуры.

Если в описи 1597 г. литература келейного круга чтения занимала пятую часть всей библиотеки (42 книги из 181), то по описи 1692 г. она составляет около половины — 266 книг. В библиотеке монастыря имелось уже 14 книг на иностранных языках (греческом и немецком), причем, как указано в слишком краткой и суммарной записи описания, 12 из этих книг «греческой и немецкой печатей» разных размеров: «в полдесть и в четверть, и в осминку» (л. 101).

С точки зрения библиотечной обе описи представляют собой азы биб­лиотековедческой практики в России и в целом мало отличаются от ти­пов описей, рассматриваемых Н. Н. Зарубиным.[16] Тем не менее, будучи составной частью инвентаря (отписной или переписной книги) всего монастырского имущества, ни одна из Антониево-Сийских описей не является только топографической, по мнению Зарубина, наиболее рас­пространенным типом в то время. Например, в описи 1597 г. описания книг разделяются по тематическим рубрикам, что, по мнению Зарубина, не характерно и встречается «очень редко».[17] Такое составление описи требовало от описателя не только механической фиксации названия книги в порядке ее хранения, но и некоторого осмысления всего книж­ного материала, подлежащего описанию.

Опись 1692 г. хотя и более стройна по типу описания, так как имеет всего две последовательные рубрики — по месту хранения или принад­лежности и по содержанию или названию, менее точна в самом описании книги. В ней почти отсутствует указание (чрезвычайно важная для ин­вентарных описей атрибуция) о дарителе книги, за исключением книг из собраний, поступивших после смерти их владельцев: игумена Феодосия и старца Иосифа. Кроме этих двух лиц, в описи упомянуты ссыльный стольник Василий Кикин, от которого остались в монастыре 2 псалтыри, толковая и учебная, и гость Семен Потапов, подаривший библиотеке мо­настыря Никоновские правила и послания.

В отличие от описи 1597 г., в которой в описании книг встречаются только три размера — десть, полдесть и четверть, в описи 1692 г. упо­мянуты книги, переплетенные в «восминку» и «в шестинку», т. е. в восьмую и шестую части развернутого листа. Об украшении текста при описании говорится лишь в случаях использования золота, в трех описа­ниях особо отмечается качество письма в рукописи в таких выражениях: «Письмо доброе, вначале заставицы писаны золотом» или «Письма доб­рого со тщательным урядством», наконец, «письмо зборица», т. е. разных почерков. Вообще в описи нет еще твердо установившейся тер­минологии в отношении почерков. В большинстве случаев указывается, что книга письменная, т. е. рукописная, в отличие от печатной; в двух случаях употребляется термин «скорописная», причем в одном случае, чтобы противопоставить ее рукописи книжного письма, т. е. написанной полууставом. Сведения о переплете книг, в особенности рукописных, весьма скупы, тем не менее наблюдения над описанием переплета в обоих описях приводят к мысли, что не только рукописные книги, но и печат­ные переплетались в монастыре. Не случайно поэтому в описи 1692 г., как правило, оговаривается, переплетена печатная книга или нет. При наличии переплета в большинстве случаев кратко указывается «в пере­плете», в случае отсутствия переплета книга названа тетрадью или тетра­дями.

Существенным недостатком обеих описей, впрочем как и всех подоб­ного типа книжных инвентарей XVI—XVII вв., является отсутствие в них сведений о количестве листов в описываемой книге, особенно в ру­кописной, и выходных данных в печатной книге. При отсутствии этих сведений, а также вкладных записей почти нет возможности безошибочно отождествить описание с наличной книгой. В этом плане указание фами­лии вкладчика книги в описи 1597 г. очень важно. Например, в собрании Антониево-Сийского монастыря, находящемся в БАН, имеется ряд книг с дарственными записями, которые удается отождествить с описанием их в описи 1597 г. Так, в рукописи Арханг. Д. 50 имеется запись: «Лета 7086-го марта в 4 день пожаловал государь царь и великий князь Иван Васильевич всея Русси сию книгу Лука евангилист толковая, велел дати в свою государеву богомолю в монастырь живоначальная Троица и преподобнаго Антониа на Сию». В описи эта рукопись описана первой: «У книгохранителя, у старца Ефрема царева и великого князя Ивана Васильевичя всеа Русии, во иноцех Ионы, данья: книга Евангелие тол­ковое Лука один евангелист, в десть» (л. 23).

Таким образом, удается отождествить книги, подаренные в монастырь боярыней Воейковой, священноиноками Варсонофием Воробьем, Васьяном и некоторыми другими. На рукописи Часословца с канонами (Арханг. Д.26) по листам 2—8 идет запись: «7103 генваря в 13 день при­казал сию книгу Часословец в дом живоначальные Троицы в Сийский мо­настырь священноинок Варсонофей Воробей по своей воле». На рукописи Арханг. Д.61 запись того же Варсонофия Воробья несколько варьируется: «Приказал сию книгу Псалмы Давыдовы в дом... Сийского монастыря священноинок Варсонофей Воробей после своего живота. По своей души и по своим родителех». В описи 1597 г. книги Варсонофия Воробья опи­саны среди других книг под общим заголовком: «Да книги Давыдовы, в полдесть, заставицы и слова начальные писаны золотом» (л. 29). Далее указаны «Два Часословца, один в полдесть, а другой в четверть, пле­тены в затылок» (л. 29). Приведенная выше запись на Часословце на­ходится на рукописи в четверть под шифром: Арханг. Д.26.

В некоторых случаях вкладные записи помогают косвенным путем отождествлять наличные рукописи с описанием их в описи при отсутст­вии указаний о дарителе в самой описи. Например, в описи 1597 г. упо­мянута только одна книга под названием Дорофей, в полдесть. Между тем в собрании Антониево-Сийского монастыря БАН имеется рукопись в полдесть Поучения аввы Дорофея (Арханг. Д.28), на которой за­пись: «Лета 7069 (1561) августа в 12 день дали сию книгу... на Сею Гурей. Старцы Гурей да Венедикт».

Тот факт, что лишь одна книга Дорофей описана в описи 1597 г. и что вкладная запись на рукописи Поучения аввы Дорофея из Анто­ниево-Сийского собрания датирована 1561 г., позволяет с уверенностью сказать, что в описи 1597 г. упомянута именно рукопись Д.28 из Архан­гельского собрания.

Мы остановились здесь лишь на отдельных примерах отождествле­ния наличных рукописей с их ранним описанием. По возможности более полное отождествление всей описи 1597 г. с настоящим наличием руко­писей — дело будущего.

Значительно сложнее проведение подобной работы с описью 1692 г., к которой вдвое больше рукописей, и, следовательно, метод взаимоисклю­чения не всегда приемлем, а отсутствие в описи имени дарителя затруд­няет безошибочное отождествление краткого описания с наличной руко­писью.  Тем не  менее,  предварительные наблюдения позволяют  сделать определенные выводы о некоторых рукописях. В описи  1692 г. упомя­нуты «два Судебника письмянные, в тетрадях, один в полдесть, другой в четверть»  (л. 99 об.). В собрании Антониево-Сийского монастыря БАН под шифрами Арханг. Д. 197 и Д.525 имеются два Судебника в полдесть и в четверть, но оба они в переплетах, а не в тетрадях: один в коже в виде сумки без досок, другой в досках, обтянутых кожей, с остатками медных застежек. Нет сомнения, что это именно те Судебники, которые упомянуты в описи конца XVII в., но переплетенные несколько позднее. Подтверж­дением этого служат два других обстоятельства: запись, сделанная почер­ком   XVII в.   на   ярлычке,   приклеенном   к   переплету,   и   упоминание опять же только двух Судебников в описи XVIII в., где дается уже опи­сание их переплетов, полностью совпадающее с наличными переплетами рукописей Арханг. Д. 197 и Д. 525.

Упомянутая опись, привлекаемая нами лишь для сравнения, состав­лена была в 1790 г. в связи с передачей монастыря в введение архиман­дрита Аполлоса. Опись представляет собой также часть Переписной книги всего монастырского имущества. По внешнему виду она напоми­нает современные инвентари. Листы ее прошнурованы, а подписи скреплены сургучом. Опись занимает рукопись в лист из Архангельского собрания Д.593. Описание книг находится в ней на лл. 139—174 об.

Всего в описи 940 книг: 561 рукопись и 379 печатных изданий; сле­довательно, за весь XVIII в. монастырская библиотека пополнилась в це­лом всего на 248 единиц.

В описи 1790 г. книги описаны топографически по месту хранения, а затем по формату: в десть, полдесть, четверть, осминку. Характер самих описаний традиционен и мало отличается от описаний в публикуемых ниже описях, особенно XVII в. Однако в описи XVIII в. иногда указы­вается год издания печатных книг, чего не было ранее.

Таким образом, сравнение трех книжных описей дает возможность проследить рост монастырской библиотеки в XVI—XVIII вв. и выявить те весьма еще незначительные искания библиотековедческой мысли, ко­торые имели место в практике описания книг на протяжении трех сто­летий.

Описи издаются в соответствии с современными правилами археогра­фических изданий. Отступление сделано лишь в отношении написания отдельных слов (письменная, наугольники, напрестольное), которые пи­шутся либо с выносными буквами, требующими мягкого знака, либо в строчку без мягкого знака. В этих противоречивых случаях мы унифи­цировали написание указанных слов по современной орфографии, всюду поставив мягкий знак.

 

Опись книг библиотеки Антониево-Сийского монастыря 1597 г.

 

У книгохранителя у старца Ефрема царева и великого князя Ивана Васильевичя всеа Русии, во иноцех Ионы, данья: книга Евангелие тол­ковое Лука один евангелист, в десть. Книга Василий Великий, в полдесть, наугольники медные. Да Канон Антонья чюдотворца, в десть, творенье Иванна царевичя, в коже.

Данья Филофия, владыки рязаньского: книга Правила, в десть, да книга  Василий Великий, в десть, а в ней заставицы фрясские писаны твореным золотом, поволочена кожею; да книга Триодь постная, печать московская, в десть; да книга Триодь цветная, письмяная, в десть; да книга Апостол тетр, в десть, поволочены кожею.

Данья Еуфимьи Воейковы з детьми шесть книг. В одной книге два евангелиста  толковые,  Лука да  Иван,  в  десть.   Книга  Устав,  в  десть. Книга Дионисей Ареопагит, в десть. Книга великая Посланья Никонские, в десть. Книга Пророчества, в полдесть. Книга    Охтаи перваго гласа в полдесть. Все те книги поволочены кожею.

Да данья Ондрея Щелкалова две книги Прологи.

Да старых монастырских книг: Евангелие воскресное толковое, в десть, поволочено сафьяном. Да другое Евангелие воскресное ж толко­вое, в десть, поволочено кожею белою. Книга два евангелиста толковые Матфей да Марк, в десть, поволочен кожею. Книга Евангелист Иван Бо­гослов толковой, в десть, поволочен кожею. Да две книги Евангелия тетровые, в полдесть, волочены кожею. Да книга Апостол апракос, в десть, волочен кожею.  Да две книги Григорей Богослов толковой, в десть, поволочены кожею. Да книга Ефрем, в десть. Правила, в десть. Половина Соборника Малахаевского, в десть. Два Пролога, в десть, обе половины, один волочен кожею, а другой в затылок. Да Триодь постная, в десть. Да две Триоди в полдесть. Книга Торжественик, в десть, плетен в заты­лок. Дорофей, в полдесть. Правила, в полдесть. Иванн Лествичник, в десть, данья Комаровых. Да две книги Иванна ж Лествичника, в полдесть. Зер­цало, в полдесть. Бытья, в полдесть. Григорей Беседовник,  в полдесть. Книжка Василий Новой, в четверть. Книга Сергия чюдотворца житье, в полдесть. Книга Иванна Дамаскина Небеса, в полдесть. Иасаф, в пол­десть. Сава Сербьскип, в полдесть. Федор Едесский, в полдесть. Богословле хоженье, в полдесть. Исак Сирии, в десть. Лапсаик кипреяновской, в полдесть. Да три книги Патерики печерские, в полдесть, в одной книги Грнгорей Амиритцкип да Апакалипс, в полдесть. Книга Библия, печат­ная, в десть, волочена кожею черною. Да две книги Житья соловецких  чюдотворцов, в полдесть. Книга Летописец перечни, в полдесть, волочена кожею.

Данье владыки Феодосья рязанского. Четыре книги Охтаики на осмь гласов, в десть. Да Охтаик перваго гласа, в полдесть. Да Шестодневец, ветошь, в полдесть. Да два устава, один в десть, а другой в полдесть. Да четыре книги 'Минеи месячные, а в них сентябрь, ноябрь, декабрь,, февраль, март, в десть, волочены кожею красною, данье Комаровых. Да одиннатцать Миней месячных, в десть и в полдесть. Да Минея опщая, в полдесть. Трефолои новых чюдотворцов, в полдесть. Канонник, в пол­десть. Четыре Потребника, один в десть, плетен в затылок, а два в пол­десть, а четвертой в четверть, волочены кожею. Постригальник Геласиинской, в четверть. Да две Псалтыри толковых, одна в десть, а другая в полдесть. Да Псалтырь с следованием, в четверть, строка начальная писана золотом, жучки и застешки медные, волочена кожею. Псалтырь Тихоновская с следованьем, в десть. Псалтырь Геласиинская с следова­нием, в полдесть. Да Псалтырь Варламовская.  Псалтырь Васьяновская. Да Псалтырь Макарьинская. Псалтырь ветчана. Все те пять Псалтырь с следованьем. Да Псалтырь с следованием, в четверть, ветшана. Двои Псалмы, печать литовская, в десть. Да Псалмы печать московская, в пол­десть. Да Псалмы троицкие, в полдесть. Да трои Псалмы письмяные в полдесть. Три Часословца, в полдесть. Ирмолои, в полдесть. Ирмолои Фотиевской, в четверть. Да два Часовника печатные, один печать москов­ская, а другой литовская, оба в четверть. Да книжка  Уставец четыредесятницы, в четверть. Четыре Служебника, в полдесть. Соборник о мытари и фарисеи, в десть. Житие Ионы митрополита да Стефана новаго исповедника, в полдесть, в кожицы. Ирмолои Титовскойг в четверть. Канонник, в полдесть. Да Канонничек Титовской, в четверть. Потребник харатейной. Служебник, ветошь. Да книга Минея месячнаяг месяц февраль, плетена в затылок, в полдесть. Да Житье чюдотворца Антонья. Книга Евангелие тетро, в четверть, поволочена бархатом зе­леным, застешки медные,  Арсеньевское. Книга Библия, печать литов­ская, в десть. Да книга Маргарит, в полдесть. Да книга Соборник, в пол­десть. Житье Иванна Златоустаго и иных святых, поволочены все три книги кожею красною з застешки и со влагалищи. Данье старца Ионыг ризничего митрополита ростовского.

Книга Маргарит, в десть, переплетена в пятку. Псалтырь с следо­ваньем, в полдесть, волочена кожею. Да Канонник, в четверть, плетен в пятку. Обе Ларионовские. Триодь цветная, в десть, печать московская, поволочена кожею красною, во влагалищи в кожаном, данья старца Макарья,  ризничего суздальскаго архиепископа Иева. Да в кожицы, в чет­верть, Служба и житье Ионы, архиепископа новгородцкаго. Обиходецг в кожицы, кириловской, в полдесть. Часословец, в полдесть, плетен в затылок. Данье старца Боголепа. Служба и житье соловецких чюдотворпов, в полдесть, в кожи. Книга в четверть Трои часы царьские, поволо­чена кожею. Да Канонник, в полдесть, переплетен в пятку. Часословец Генадьевской, в полдесть. Да Часовник Леванидовской, в четверть.

Да вновь прибыло перед старыми книгами. Два Охтаика на осмь гла­сов, печать московская. Да четыре книги Минеи месячные, сентябрь, генварь, март, апрель, все шесть в десть, волочены кожею красною, верх­ние цки золотом навожены. Данья Андрея Петровичя Клешнина.

Псалтырь с следованием, в десть, наугольники и застешки медные, Никандровская.

Евангелие тетро, в полдесть, волочено кожею красною, заставицы и слова начальные писаны красками, письма Ефремова.

Да книги Варсонофьевские Воробья. Псалмы Давыдовы, в полдесть, заставицы и слова начальные писаны золотом. Другие Псалмы, в пол­десть же. Псалтырь с следованием, в четверть. Стихараль, в четверть, во­лочен кожею, наугольники и застешки медные. Ирмолои, ветошь, в чет­верть. Книшка от старчества, в четверть, переплетена в затылок. Три Потребника, в четверть, две в них переплетены в затылок. Два Часословца, один в полдесть, а другой в четверть, плетены в затылок. Тетратки, и полдесть Четыредесятницы. Служба, в полдесть, за единаго умершаго. Тетратки,  в четверть, о поклонех и о посте. Тетратки ж, в четверть, Предание старца Нила Сорьского. Тетрати, в полдесть, в кожи. Слова на Покров святей богородицы. Псалтырь с следованьем, в полдесть, волочена кожею красною, во влагалищи в суконном. Данья игумена Питирима.

Часословец, в полдесть, Ивановской пустынного. Псалмы, в полдесть, Лобановские, письма Ефрема Каргонольца. Часовник Филофиевской. Книга, в десть, два евангелиста толковые, Марк да Лука, волочена кожею красною, жучки и застешки медные. Данья старца  Ефрема Колмогорца, его ж письма.

Да Герасимовских книг. Четверть Пролога, в десть, волочен кожею, жучки и застешки медные, письма старца Ионы Козы. Соборник, в пол­десть, в кожи. Псалмы, печать московская, в полдесть. Обиходник, в ко­жицы, в четверть.

Дияконник, в полдесть, волочен бархатом чорным, Игнатьевский.

Триодь постная, в десть, волочена кожею красною, печать московская, данья вологодцкого архиепископа ризничего старца Макарья.

Ефрем Сирии, в полдесть, данья богословского игумена Данила.

Григорей Синаит, в четверть. Патерик азбучной, в полдесть.

Книгохранитель чернец Ефрем руку приложыл.

 

Опись книг библиотеки Антониево-Сийского монастыря 1692 г.

 

Описание книг в церквах святых и в книгохранильнице. В книгохранильной полате образ преподобнаго Антония Сийского чю­дотворца да  царя  Констянтина и  матере  его  Елены  старинной,  писан краски.

 

Книга Евангелия престольные

 

Евангелие престольное, печати московския, в десть, одето бархатом красно-вишневым, по обрезу золочено, на нем средина и евангелисты, и застешки сребряные чеканные.

Книга  Евангелие престольное письмянное  старинное,  останки чюдотворца Антония, в десть, одето зеленым бархатом, средина и евангелисты медные басменые.

Две книги Евангелия престольные ж, московския печати, в десть, покрыты бархатом. У обеих средины и евангелисты сребряные басменые. У одного застешки сребреные ж, у другово медные.

Книга Евангелие престольное, в десть, московской ж печати, старинное, покрыто бархатом, средина и евангелисты, и застешки медные.

Книга Евангелие престольное, московской ж печати, в десть, старин­ное, покрыто бумазиею черною, средина и евангелисты, и застешки сре­бреные басменые.

Книга Евангелие престольное ж, письмянное, в десть, в зеленом бар­хате, средина и евангелисты медные золочены.

Книга Евангелие письмянное, в десть, средина и евангелисты и за­стешки медные.

Книга Евангелие престольное, в десть, московской печати, покрыто объярью, средины и евангелистов у того Евангелия нет.

Два Евангелия московской печати, в переплете, в десть, без евангелистов.

Евангелие престольное письмянное, в десть, в переплете, покрыто крашениною.

Книга Евангелие харатейное, в десть, в красной кожи без досок.

Книга Евангелие письмянное, в полдесть, в красной кожи.

Книга Евангелие письмянное, в четверьть, в зеленом бархате, без евангелистов, застешки и жучки медные.

Книга Евангелие Иоанна Богослова, письмянное, в четверьть.

 

Книги   Евангелия   толковые   недельные

 

Четыре книги Евангелиев толковых недельных, московския печати, в десть, переплетены в кожах з застешки медными. Книга Евангелие недельное ж письмянное, в десть.

 

Книги   Благовестники

 

Две книги Благовестники московской печати, в десть, переплетены  в красной кожы с медными застешки.

Книга Благовестив евангелистов Матфеа да Марка, московской ж печати, в десть, в переплете.

Книга Благовестив евангелистов Марка да Луки, письмянная, в десть, переплетена в красной кожы.

Книга Благовестив евангелистов Матфея да Марка, письмянная, в десть, в переплете в белой кожи.

Книга Благовестив евангелистов Иоанна Богослова   да   Луки, пись­мянная, в десть, в красной коже.

Книга Благовестив евангелиста Луки, письмянная, в десть, в пере­плете в белой коже.

Книга Благовестив евангелиста Иоанна Богослова, письмянная, в бе­лой кожи переплетена.

Книга Евангелие толковое, печати киевския, в десть, в переплете в черной коже, толку Кирила Транквилиона.

 

Книги   Беседы   евангельския

 

Книга Беседы на Евангелие Матфея евангелиста, письмянная,  в десть,  в дву переплетах обе половины.

Две книги Беседы на Евангелие того ж евангелиста Матфея, печат­ные, в десть, обе половины переплетены в красной кожи.

Другие две книги Беседы на то ж Евангелие московской ж печати, в десть, обе половины в переплете.

Книга Беседы на Евангелие Иоанна Богослова, письмяная,[18] в десть, в переплете.

Две книги Беседы на его ж Богословово евангелие, печати москов­ския, в десть, в переплете.

Книги  Новые   заветы

Пять книг Новых заветов, киевской печати, все в переплетах, в том числе четыре в полдесть, пятой в четверть.

Книги  Апостолы


Шесть книг Апостолы, московской печати, в десть, в переплете, в том числе две книги ветхие.

Две книги Апостолы, письмянные, в десть, в переплете.

Книга Деяния апостольская, письмянная, в десть, в переплете. Книга Апостол, письмянной, в полдесть, в переплете.

Книга Апостол толковой, письмянной, в десть, в переплете.

Книги   Беседы   апостольские

Две книги Беседы апостольские, киевской печати, со нравоучением, в десть, в переплете.

Две книги Беседы   на   деяния   апостольская,   киевской   ж   печати, в десть, в переплете, одна со Апокалипсисом.

 

Книги   Псалтири   толковые

 

Книга  Псалтирь  болыпаго  толку, в  десть,  преводу Максима  Грека, заставицы прописаны золотом твореным, в дву переплетах,   в   красной

кожи.

Книга Псалтирь римского толку, письмо зборица, в десть.

Книга    Псалтирь,    толк    Афанасиа,    патриарха    александрийскаго,

в десть, в переплете.

Книга Псалтирь толковая, в десть, в переплете, в красной кожи.

Книга Псалтирь толковая, в десть, в переплете ж.

Книга Псалтирь толковая ж, в десть, в переплете.

Книга Псалтирь толковая, в полдесть, в черной кожи.

Книга Псалтирь, малой толк, в полдесть, письмо доброе, в начале заставицы писаны золотом, переплетена в красной коже, застешки и жучки медные.

Книга Псалтирь, письмянная, в десть, в лицах. В ней же уставные многоразличные Исихиевы главы, наугольники и застешки медные, пере­плет ветхой у тоя книги.

Две книги Псалтири двоестрочные, в том числе одна осталась от ссыльного стольника от Василья Кикина.

 

Книги   Псалтири   ж  со   возследованием

 

Шесть книг Псалтирей со возследованием прежних выходов.

Книга Псалтирь со возследованием, московской же печати, в десть, нынешних выходов, переплетена в красной кожи.

Две книги Псалтири со возследованием, письмянные, в десть, в том

числе одна без святец.

Пять Псалтирей со возследованием,  письмянные, в полдесть.

Книга Псалтырь со возследованием, печать московская, в четь.[19]

Две книги Псалтири со возследованием, письмянные, в четверть.

Книга Псалтирь, киевской печати, со возследованием, в полдесть, наугольники белого железа.

 

Псалтири   учебные

 

Семь книг Псалтирей учебных, московской печати, в десть.

Две книги Псалтири московской же печати, в полдесть.

Третия книга Псалтирь учебная, такая ж.

Восмь книг Псалтирей, киевской    печати, в полдесть, в том числе л одна осталась от ссыльного стольника от Василья Кикина.

Семь книг Псалтирей письмянных, ветхих, в полдесть.

 

Книги  Уставы  церковные

 

Две книги Уставов церковных, московской печати, исправные, в десть, в том числе один переплетен в зеленом сафьяне и по обрезу зо­лочен, другой в красной кожи.

Книга Устав письмянной, в десть, в белой кожи.

 

Книги   Октаи

 

Шесть книг Октаев, печати московской, в десть, с перьваго гласа по осьмой, в том числе две книги ветхи.

Книга Октай, московской ж печати, в десть, с пятаго гласа по осьмой.

Три книги Октаев, письмянных, в полдесть, с перваго гласа до пятого, переплетены в кожах без досок.

Книга Шестоднев, государское жалованье, печати московской, в десть, переплетено в красной коже.

 

Книги   Минеи   месячные

 

Двенатцать книг Миней месячных, печати московской, в десть, пере­плетены в красной коже.

Шесть книг Миней месячных, московской же печати, одна в них в полдесть, прочие в десть.

Четыре книги Минеи месяца июля, московской же печати, в десть.

Книга Минея трех месяцев, сентября, октября, ноября, московской мелкой печати, в десть, в одном переплете.

Две книги Минеи сентября месяца, одна московская печати, другая письмянная, в десть.

Две книги Минеи ноября да декабря, в десть, печатные.

Книга Минея ноября месяца, письмянная, в десть.

Книга Минея майя месяца, печати московской, в десть.

 

Книги  Минеи   общие

 

Четыре книги Минеи общие, в десть, московской печати. л. 84      

Четыре книги Минеи общие, московской мелкой печати, в полдесть, в переплетах, в том числе одна в них без досок.

Четыре книги Минеи общие, письмянные, в полдесть, в переплетах.

 

Трефолои

 

Четыре книги Трефолои, московской печати, в десть.

 Две. книги Трефолои, киевской печати, в лолдесть.

Пять книг Трефолоев письмянных.

 

Триоди

 

Шесть книг Триодей цветных, московской печати, в десть, в пере­плетах.

Книга Триодь постная, московской ж печати, в десть, в дву пере­плетах.

Пять книг Триодей постных, печати московской ж, в десть ж.

Две книги Триоди, письмянные, в десть.

Да шесть книг Триодей письмянных, в полдесть.

 

Прологи

 

Осьмьнатцать книг Прологов, московской печати, в десть, перепле­тены в красных и в черных кожах.

Четыре Пролога письмянных, в десть же.

 

Часословы

 

Книга Часослов, печати московской, большие слова, в полдесть, ста­рых выходов.

Осмь книг Часословов, в десть, московской печати, разных выходов.

Три Часословца, московской ж печати, в четверьть, исправные. Часословец киевской печати, в восминку.

Часослов, в десть, слобоцкия печати.

Три Часослова, в полдесть, письмяные.[20]

 

Требники

 

Книга Требник большой, печать московская, в десть, в красной кожы.

Пять   Требников   монашеских,    московской   же   печати,    в   десть, в красной кожи.

Книга Требник, московской печати, в десть же, нынешних выходов.

 Книга Требник, мирской печати московской, в десть, в красной кожи.

 Требник Петра Могилы, печати киевской, в десть, в красной коже.

Требник письмянной, в десть.

Требник скорописной, в полдесть, в черной кожы.

Требник печати московской, в полдесть, исправной. Требник письмянной, в четверть.

Четыре Требника письмянных, в полдесть, в том числе один в тетратях.

Четыре   Требника   письмянные,   в   четверть,   ветхи.

 

Служебники

 

Девять Служебников печати московской, в том числе восмь в пол­десть, девятой в четверть, все в переплетах, а один, в том числе Служеб­ник, переплетен в красной бархат, на верхней и на исподней деках сре­дины и наугольники сребряные резные и застешки сребряяые ж, в том числе верхней средник и застешки золочены, прочее все не золочено.

Да сверх того числа Служебник московской же печати, в полдесть.

Книга Служебник письмянной, в четверть.

Два Молитвенника, печати киевския, один в полдесть, другой в четверьть.

Третей Молитвенник, в четь ж.[21]

Книга Диаконник, московской печати, в четьверть.

 

Книги Кормчии

 

Пять книг Кормчих, московской печати, все переплетены, в десть.**[22]

 

Номоканоны

 

Книга Номоканон, московской печати, в десть.

Две книги Номоканоны, печати киевской, в полдесть.

 

Книги Правила

 

Книга Большие Правила апостольские и отеческие, письмянная, в красной кожи, никонские.

Книга Правила апостольские ж и отческие, письмянная, в десть, пе­реплетена в затылок.

Книга Правила, письмянная, в десть, переплетена в красной коже.

Две книги Никоновские, Великие правила и послания, письмянные, в десть.

Книга Никоновские ж великие правила и послания, в десть, письма доброго со тщательным урядством, переплетена в красной коже. Положе­ние гостя Семена Потапова.

Книга Правила матфеевские, письмянные, в десть.

Книга Правила письмяные, в полдесть[23]

Библии

 

Три книги Библии, московской печати, в десть, в переплете в крас­ной кожи.

Две книги Библии, киевской печати, в десть же.

Книга Библия, острожской печати, в десть же.

Книга Библия в лицах, малая, в пестрой бумаге.

Две книги Атласы, в переплете, печатные, на немецком языке, на Александрии бумаге, в десть, одна переплетена в белой коже, другая в черной.

Книга о сотворении небесе и земли, письмянная, в шестинку. Книга Бытия, письмянная, в полдесть.

Книга Пророчества, письмянная, в полдесть.

Книга Песни песней в толку, в полдесть. Тетрати Песни ж песней, в белой коже.

 

Соборники

 

Две книги Соборннки, один постной, другой цветной, оба московской печати, в десть.

Два Соборника с недели мытаря и фарисея до недели всех святых, московской ж печати, в десть.

Книга Соборник, печаиной ж, в десть, переплетен в красной коже. Книга Соборник с недели мытаря и фарисея до недели всех святых, письмянна,   в   десть.

Книга Соборник письмянной, в десть.

Книга торжественник, в десть, страница надвое.

Две   книги  Соборники  постные,   письмянные,   один  в  десть,   другой в   полдесть,   переплетены  в   затылок.

Книга Соборник письмянной, в полдесть, в красной кожи.

Книга Соборник письмянной, в десть.

Книга Соборник письмянной, в десть, сентября месяца.

Две книги Соборники, письмянные, октября да ноября месяцев, в десть.

Книга Соборник генваря месяца, шгсъмянная, в десть, в белой кожи.

Книга Соборник, письмянной, в десть, с сентября по март.

Четыре   Соборника   письмянные,   в   десть.

Дватцать одна книга Соборников писъмянных, в полдесть. Книга Соборник, в тетратях, письмянной, в полдесть.

Книга Соборник, письмянной, в нем в начале Слово похвальное трием святителем   московским.

 

Книги  Обеды и  Вечери

 

Две книги Обед душевный, московской печати,    переплетены одна в белой кожи, а другая в красной кожи.

Две книги Вечери душевные, московской ж печати, в переплете.

 

Апоколепсисы

 

Книга Апоколепсис, в полдесть, письмяная,[24] тут же и о белом клобуке, переплетена в черной коже, з застешки и з жучки медными.

Книга Апоколепсис толковой, писан в восминку, переплетен в крас­ной   кожи.

 

Книги   Четьи   зборные

 

 Три книги многосложные свитки, московской печати, в полдесть. Книга Дионисия Ареопагита, письмянная, в десть.

Книга Василия. Великаго, печати киевской,  большие слова, в десть.

Две книги Василия ж Великого, письмянные, в десть.

Книга Василия ж Великаго, письмянная, в полдесть.

Три книги Григория Богослова, письмянные,     в десть, у двух  за­стешки   медные,   у   третьей   ременные.

Две книги Григория Нанзианзина, печати московской мелкой, а печа­тана всякая страница надвое, в десть.

Две книги Маргариты, печати московской, в десть. Книга Маргарит же, печати киевской, в полдесть.

Две книги Маргариты ж, одна в десть, другая в полдесть, обе пись­мянные.

Две книги о священстве, одна московской  печати, другая письмянцая, в полдесть обе.

Книга Златоструй, писъмянная, в десть.

Две  книги  Андреатисы,  письмянные,  в  десть.

Книга Диалектик, в ней же писано и о грамматицы, и о иных вещех, и цыфирь письмянная.

Книга Афанасиа александрийскаго ко  Антиоху вопросы и ответы, московской печати, в полдесть.

Книга того ж Афанасиа александрийскаго  ко князю ж Антиоху, письмянная, в четверьть.

Книга Амфилохия, епископа иконийскаго, в полдесть.

Книга Мефодия Патарскаго, письмянная, в полдесть.

Пять книг мнимых Кирилла иерусалимскаго, печати московской, в десть.

Три книги Ефрема Сирина, в том числе две в десть, третяя в пол­десть, мелкой московской печати. Да книга Ефрема ж Сирина, в десть, московской же печати.

Три книги Иоанна Лествишника, печати московской, в десть.

Книга  Лествица  ж,  письмянная,   в  десть.

Четыре книги Лествицы ж, письмянные, в полдесть.

Две книги Исаака Сирианина, письмянные, одна в десть, другая в пол­десть.

Три книги Иоанна Дамаскина и житие его, все письмянные, в пол­десть.

Того ж Иоанна Дамаскина тетрати о осми частех, писаны в полдесть.

Книга   Петра   Дамаскина,   в   четверть,   письмянная.

Две книги Патерики скитские, один книжного письма, другой скоро­писной, оба в десть.

Книга Патерик азбучной, в полдесть, письмянной.

Книга Патерик Киевопечерской, печатной, в десть.

Четыре книги Патерики печерские, в полдестъ, письмянные.

Книга Космы пресфитера прение со еретики, в полдесть, в черной кожи.

Книга Василия Новаго, в четверьть, письмянная, ветхая.

Книга Василия Парийского, ппсьмянная, в полдесть, переплетена в затылок.

Книга Григория Амиритскаго, в ней же Апокалипсис, письмянная, в полдесть.

Книга   Василия   Амасийского,   письмянная,   в   полдесть.

Книга Козьмы Индикоплова, письмянная, в полдесть, в красной кожы.

Книга Антиох, письмяниая, в полдесть.

Книга Феодора Авукара, письмянная, в полдесть, переплетена в бархатию.

Книга  Цветослов   духовной,   печати  киевской,   в  полдесть.

Книга Измарагд, письмянная, в полдесть.

Тетрати О ризе господни, печати московской, в полдесть.

Книга Житие Варлаама Хутынскаго, в тетратях, письмянная, в пол­десть.

Книга Служба и житие чюдотворца Николая, печати московской, в полдесть.

Две книги Житие Сергия радонежскаго чюдотворца, печати москов­ской, в десть.

Книга Савы Сербскаго, письмянная, в полдесть.

Две книги Иоасафа царевича, московской печати, в десть.

Книга Иоасафа ж царевича, письмянная, в полдесть.

Книга Служба и житие Савы скрыпецкаго, письмянная, в полдесть.

Книга Жития Савы сторожевскаго да Пафнотия боровскаго, письмян­ная, в полдесть.

Тетрать Нила сорскаго, в четверть.

Книга Жития чюдотворца Антония, в лицах, в полдесть, по обрезу золочена.

Пять книг Житий того ж Антония чюдотворца сийского.

Три тетрати Службы его ж чюдотворца Антония.

Служба его ж чюдотворцова, творение царевича Иоанна Иоанновича.

Четыре книги Жития соловецких начальников и чюдотворцов, в пол­десть.

Книга Житие Андрея цареградцкого, письмянная, в полдесть.

Книга Обиходник, письмянной, в полдесть.

три  книги  Обиходники,   письмянные,  в  четверть.

Тетрать О посте и о поклонех, письмянные, в четверть, в кожи.

Чиновник, в четверть, переплетен в затылок, письмянной.

Тетрати в коже, в четверть, всякая зборица.

Книга ветхая, в ней листовые печатное и письмянное святцы и службы святых, в полдесть.

Книга Аввы Дорофея, печати московской, в десть.

Книга Аввы Дорофея, письмянная, в полдесть.

Книга Аввы ж Дорофея, письмянная, в четверть, в ней же и иные Цветы духовные.

Две книги Григория Беседовника и Петра Дамаскина, письмянные, в полдесть, одна переплетена в затылок.

Книга Симиона новаго богослова, письмянная, в полдесть.

Книга   Феодора   Студита,   письмянная,   в   полдесть.

Книга Феодора Едескаго, письмянная, в полдесть.

Две книги молебнаго пения в нашествие иноплеменных, печати мос­ковской, в полдесть.

Того ж молебнаго пения книга скорописная, в полдесть.

Книга Просветитель, письмянная, в десть.

Книга Просветитель, письмянная ж, в четь.

Книга  Катихизис,  печати  московской  мелкой,  в четверьть.

Книга Катихисись, письмянной, в полдесть, в ней же и о седми тайнах церковных.

Книга Катихисис, письмянной, в полдесть.

Двои тетрати Максима Грека О святем дусе, печати киевской, в пол­десть.

Книга Максима ж Грека, письмянная, в полдесть, в начале ея написан образ его на бумаге.

Книга того ж Максима Грека, письмянная, в полдесть.

Четыре книги Грамматики, печати московской, в полдесть.

Три книги Грамматики ж, киевской печати, в четьверть.

Две книги Лексиконов, печати киевской, в полдесть.

Тетрати Максима Исповедника и различных добродетелех, в лицах, в четверть.

Книга Буквы да алфавит, скорописная, в полдесть.

Книга Алфавит языческой, в полдесть.

Книга Алфавит азбучной письмянной, в четверть.

Книга Алфавит языческой, в четверть, переплетен в затылок. Книга Алфавит Беседовной, письмянной.

Две книги Буквы письмянные, в четверть, одна в переплете, другая в тетратях.

Две книги О правой вере, печати московской, в десть.

Книга о Правой же вере, печати киевской, в полдесть.

Книга О правой же вере, письмо книжное, в красной коже.

Книга Макария египецкаго Беседы духовные, печати киевской, в крас­ной кожи.

Две  книги   Зерцала   мирозрительные,   печати   киевской,   в   полдесть.

Книга Зерцало беседовное, письмянное, в полдесть.

Две  книги  Зерцала  мирозрительные,  печати киевской,   в  шестинку.

Две книги Старчества письмянные, в полдесть.

Шесть книг Старчества ж, письмянные, в четверть.

Тетра'п, в четверть, в ней писано начало Правилу.

Книга Мессии правдиваго да книга Новое небо, обе в полдесть, на •белоруском языке и печати тамошние ж.

Две книги Жезл правления, печати московской, в десть.

Книга о Крестном и о Святозерском монастырех, в ней житие Иякова боровитцкого, печати Святозерского монастыря, в полдесть, да тетрати о Крестном же монастыре.

Книга Московских протопопов прение с немецким попом Матюшкою, которой был на Москве з датским королевичем, письмянная, в полдесть.

Книга Словесница, письмянная, в полдесть.

Книга Шестоднев Василия Великаго, письмянная, в полдесть.

Книга Шестоднев Иоанна Златоустаго о сотворении мира, скоро­писная.

Книга Меч духовный, печати киевской, в десть.

Книга Мир з богом, той же печати, в десть.

Тетрать Чин освящения воды в день святых богоявлений, печати московской, в полдесть.

Две книги Круги миротворные, одна писма доброго, в десть, другая в полдесть.

Книга Григория Синаита, письмянная, в полдесть.

Две книги Степенные, письмянные, в десть.

Четыре книги Хронографа письмянные, в десть.

Книга Соборное уложение, печати московской, в десть.

Два Судебника письмянные, в тетратех, один в полдесть, другой в чет­верть.

Две книги Стоглавы письмянные,  в полдесть.

Книга   Скрыжаль,   печати   московской,   в   полдесть.

Книга Тестамент Василия, царя греческаго, в четверть.

Две книги Иосифа Маттафиева, письмянные, в полдесть.

Тетрати письмянные о римском взятии и иных государств, в десть.

Две татрати Чин бываемый приводу ко крестному целованию, в пол­десть.

Две книги Житие и устав Иосифа Ламскаго, в полдесть.

Книга Леонтия Аполя кипрского письмянная, в полдесть.

Книга   Иякова   Евреина,   письмянная,   в   полдесть.

Три книги Цветословов, печати московской, в четверть.

Тетрати   благодарственные   московской   печати,   в   полдесть.

Книга   Цифирная,   письмяная,   в   полдесть.

Книга Пчела, письмянная, в полдесть.

 

Книги   Святцы

 

Книга Святцы письмянные, в полдесть, в черной коже.

Двои Святцы, печати московской, в полдесть, с тропари и кондаки.

Двои  ж Святцы письмянные,  в  четверть,  с  тропари  ж и кондаки.

Святцы в тетратех, письмянные, с тропари ж и кондаки, в белой коже.

 Святцы письмянные, в четверьть, в тетратех, скорописные.

 

Канонники

 

Три книги Канонники, печати московской, в четверть.

 Три Канонника письмянные, в восминку.

Книга Канонник, печати киевской, в восминку.

Дватцать Канонников письмянных, в полдесть и в четверть, ветхие.

Два Канонника у чюдотворцова гроба, письмянные, в полдесть.

Книга Синодик литейной, в полдесть.

Другая книга Синодик подстенной, в десть.

Двенатцать книг греческой и немецкой печатей на их языке, в пол­десть и в четверть, и в восминку.

 

Ирмологяи

 

 Пять книг Ирмологиев, московской печати, в полдесть.

 

Переводы   знамянные

 

Книга Ирмосы да Октаи знаменные новонаречные, в полдесть.

Два Обихода новонаречные знамянные, в полдесть.

Книга Праздники дванадесятные с Обиходом знамянные новонареч­ные, в полдесть.

Книга Триоди знамянные новонаречные, в полдесть.

Книга Праздники дванадесятные с Обиходом знамянные старонареч­ные, в полдесть.

Книга Триоди певчие знамянные старонаречные, в четверть.

Книга Октаи да Празники певчие знамянные старонаречные, в чет­верть.

 

Осталые   книги   того   ж   Сийского   монастыря от  бывшаго  игумена  Феодосия

 

Книга Библия, в лицах, большая, с рускою подписью.

Другая книга Библия четья, московской печати.

Книга   Кормчая.

Книга Беседы на Евангелие Иоанново.

Две книги Беседы на Евангелие Матфеово.

Книга Евангелие дневное.

Книга на благовестив Иоанново толковое, повседневное.

Книга на благовестив Лукино толковое ж.

Книга Обед душевный.

Книга Григория Нанзианзина.

Книга Меч духовный.

Книга   Ключ   разумения.

Две книги Прологи с марта месяца до сентября.

Книга   Иоасафа   царевича.

Книга Псалтирь двоестрочная, другая учебная.

Книга аввы Дорофея.

Книга   Жезл   правления.

И те все книги печатные.

Книга   Збитень,   письмянная,   в  десть.

Книга   Новый   завет.

Книга   Грамматика.

Книга Мессия правдивый.

Книга История киевская.

Книга Новое небо.

Тетрать о Крестном монастыре. И те все книги печатные, в переплете, полдесть.

Книга   Диалект,   письмянная.

Книжица Наука знамянного пения.

Книга Летописец о выслугах и о изменах московских и новгородцких.

Книга Зборица, в ней же и Прение Афанасиа Великаго со Арием.

Книга Лествица духовная.

Книга Предисловие синодичное, в тетратях.

Книга   Службы   и   жития   святых.

Две книги Псалтири со воследованием.

Две книги ево игуменского письма Октаи осми гласов да выборным святым каноны.

Книга   певча   Праздники.

Книга Обиходник певчей.

Книга   Октаи   певчие.

Книга певчая Зборица. Все знамянные.

Книга Канонник, печатной, в четверть.

Книга Букварь, печатной, в ней же и Тестамент Василия, царя греческаго, в четверьть.

Книга того же царя Тестамент же, в четверть.

Книга Молитвенник, киевской печати, в четверть.

Книга   Требник,   письмянной.

Другой Требник такой же.

Часосъловец киевской печати, в восминку, со воследованием.

Книга Деи римские, в четверть.

Книга Старчество, в четверть.

Книга Святцы письмянные, в четверть.

Описание книг  осталых  от  старца   Иосифа   казанца

Книга Евангелие недельное, печатное.

Книга Псалтирь, печатная ж.

Книга Библия, острожской печати.

Книга Ефрем Сирии, печатная ж. Все в десть.

Книга Новый завет, печатная, в четь.

Книга Симеон новый богослов, в по л десть.

Книга Житие чюдотворца Антония, в полдесть же.

Житие Филиппа, митрополита московскаго.

Житие и служба преподобнаго Павла обнорскаго, в полдесть.

Житие преподобнаго Никиты переславского, в тетратях.

Святцы с уставом, письмянные, в тетратях же, в полдесть.

 

Описание книжные  снасти

 

Тиски, у них колода деревянная, веретна, и гайки, и вороток желез­ные. Две доски колодные. Пятеры тиски деревянные. Образ в станку да шесть образов без станков. Стул с наковальном. Острогубцы. Двои нож­ницы. Клепик болшей. Четыре пилы брусовки, две пилы ножевки. Тер­пуг. Средина большая, две малые. Два наугольника. Дватцать одна под­пись книжных. Пять колес. Три тропника. А те средины и наугольники, надписи и колеса, и тропинки медные. Два дорожника железные. Шесть звездок. Наковальне маленькое без колоды. Клещи. Тупик.  Два долота круглые. Три резца малые, чем гайки вывертывают. Струг со станком. Емки железные. Воротилцо маленкое.

 

Описание   ризные   казны...  Евангелия   напрестольныя

 

Книга Евангелие напрестольное, в десть, печати московской, выход 114-го году, переплетено в бархат черчатой, по обрезу золочено, на верхной дцке  оклад сребреной резной с чернью, на средине распятие Хри­стово и по углам евангелисты чеканныя, застежки и на исподней дцке средина и наугольники и жучки сребряные же резные, все золочено, про­писи писаны золотом твореным, прокладки толковые, у прокладок в кореню звестка шита, на ней камышки сажены жемчюшком мелким обни­зано.

Евангелие напрестольное, в десть, печати московской 114-го году, пе­реплетено в бархат черчатой, на верхной дцке оклад и распятие Христово и евангелисты сребряные чеканные, застешки резные, все золочено, на исподней дцке средина и наугольники сребряные ж резные, в том же Евангелии три прокладки тканые шелковые.

Книга Евангелие напрестольное, в десть, печати московской выход 135-го году, переплетено в бархат черчатой, по обрезу золочено, верхняя дцка обложена сребром резным, на средине ея распятие Христово и по углам евангелисты чеканные высокие, застешки резные, а на нижной дцке средина и жучки все сребряные резные золочены, на верхней же сребряной дцке вставки две винисы, два смазня, четыре камышка китай­ские, в том же Евангелии три прокладки разных шелков, на концах кисти такие ж.

Книга Евангелие напрестольное, письмянное, в десть, переплетено в бархат, на верхной дцке сребряной средина и распятие Христово и по углам евангелисты, все сребряное басменые и золочено,  застежки ма­ленькие, и на исподней дцке на средине и по углам жучки резные сребреные же золочены.

Книга Евангелие напрестольное, александрийской бумаги, в десть, пе­чати московской выход 190-го году, переплетено в бархат турской золотной, по обрезу золочено, на верхней дцке оклад сребряной гладкой, сре­дина и по углам евангелисты чеканные высокие, все золочено, на средине у спаса в венце три жемчюжины да четыре изумрудца, по концам тое средины и у святых в венцах четыре изумрудца да четыре яхонта, да по сторонам тоя средины на дцке каменье два яхонта да две бечеты, все в гнездах сребряных, у всякого камени по четыре запоны крестовидно, в них искорки яхонтовые с финифти, застешки у того евангелия среб­ряные ж чеканные, на исподней дцке средина и наугольники резные чашуйчатые, на них репьи чеканные, все золочено, в том же Евангелии четырнатцать прокладиц шелковых с кистьми золотными и сребреными, и с ворворки, в конце тех прокладиц звезда, в средине камень зеленой да осмь искорок яхонтовых, да шесть камышков красных и лазоревых, около их низано жемчюгом мелким, да шесть жемчюжин побольше. А даяние то Евангелие патриарша казначея старца Паисия сийского.

Книга Евангелие напрестольное, в полдесть, письмяное, переплетено в бархат, на верхней дцке средина распятие Христово и евангелисты сребряные резлые золочены, застежки сребряные.

Книга Евангелие напрестольное, в полдесть, письмяное, переплетено в камку зеленую, на верхней дцке распятие Христово и евангелисты мед­ные резные золочены.

Книга Евангелие напрестольное, в десть, бумаги александрии, печати московския 190-го году, переплетено поволочено в атлас черчатой, по об­резу золочено.

 

Описание книг Апостолов

 

Книга Апостол, печати московския, в десть, выход 163-го года, пере­плетен в отласишко травчатое.

Книга Апостол, печати московския ж, выходу 192-го году, переплетен в кожу черную, по обрезу золочен, по басмам золочено и сребрено.

 



[1] Н. К. Никольский. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжно­сти. Памятники древней письменности и искусства, т. 147, 1902, стр. 28.

[2] Там же.

[3] Н. К. Никольский. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV в. СПб., 1897.

[4] Н. Н. Зарубин. Очерки по истории библиотечного дела в древней Руси. Материалы и исследования, вып. 1, «Сборник Российской Публичной библиотеки», т. II, Пр., 1924, стр. 191.

[5] В. Н. Перетц. Описи монастырских библиотек XVII в. и спорные вопросы истории древней русской литературы. Slavia. Casopis pro slovanskou filologii. Rochik III. Sesit 2 a. 3, Praze, 1924, стр. 336—351.

[6] Краткий обзор этих описей дается в статье М. В. Кукушкиной «Библиотека Антониево-Сийского монастыря в собрании Библиотеки Академии наук». 250 лет Библиотеке Академии наук СССР. Сборник докладов юбилейной научной конферен­ции. М.—Л., 1965, стр. 299—314. В указанной статье, к сожалению, ошибочно ска­зано, что выставка книг Антониево-Сийского монастыря была организована Б. В. Александровым. В действительности идея воссоздания этой монастырской библиотеки и показа ее на выставке в 1934 году принадлежит В. А. Петрову.

[7] Макарий, епископ. Исторические сведения об Антониево-Сийском мона­стыре. Изд. имп. Общества истории и древностей российских при Московск. унив. М., 1878 (отдельный оттиск).

[8] БАН РО, Арханг. Д. 375, лл. 61 об.—62.

[9] Подробное описание этой рукописи дано в кн.: Исторические сборники XV— XVII вв. Описание Рукописного отдела БАН СССР, т. 3, вып. 2, М.—Л., 1965, стр. 280—282.

[10] Имеется в виду Филофей, который был епископом рязанским и муромским в 1562—1568 гг. См.: П. М. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российский церкви. СПб., 1877, стр. 413.

[11] У П.М. Строева упомянут лишь один епископ рязанский и муромский Фео­досии, но без указания времени его правления. Там же.

[12] Правильность нашего предположения подтверждается тем, что в Отписной книге 1597 г. в описании монастырского имущества, помимо книг, перечисляются колокол благовестник и т. д. под рубрикой: «да вново прибыло перед старыми кни­гами». Арханг. Д. 375, л. 31.

[13] БАН РО, Арханг. Д. № 55, лл. 9—12.

[14] В настоящее время при описании рукописей рукопись, переплетенная в полдесть, обозначается 4°.

[15] Подробное   описание   рукописи   см.    в    кн.:   Исторические    сборники   XV— XVII вв., т. 3, вып. 2. М.—Л., 1965, стр. 318—319.

[16] Н. Н. Зарубин. Ук. соч.

[17] Там же, стр. 194.

[18] письмяная — написано другим почерком над зачеркнутым: печать москов­ская.

[19] Книга…четь -  вписано другим человеком

[20] письмяные — дописано другим почерком.

[21] третей... в четь ж — дописано другим почерком.

[22]  в десть — дописано другим почерком.

[23] книга ... полдесть — дописано другим  почерком.

[24] письмяная — дописано  другим почерком.